Называя главные события года прошедшего, о киевском Майдане говорят непременно. Мысль, - воспользовавшись новогодними праздниками, своими глазами увидеть его - пришла авторам статьи одновременно. Интернет или телетрансляция — это хорошо, но почувствовать дух происходящего — это совсем другой уровень осознания события.
В общем, мы решили поехать и рассказать потом о Майдане, но рассказать, как о событии не только политическом. Кто там стоит? Откуда денежки на этот праздник непослушания? Как устроен быт? Как киевляне относятся к этому феномену?
От «Провинции» получили еще одно задание: «В Новогоднюю ночь от имени нашей газеты надо выступить в прямом эфире нового телеканала «Громадьське телебачення» у Мустафы Найема. А еще хотелось опробовать «Хюндай» - на этом скоростном поезде мы пока не ездили.
Что такое Майдан
У каждого Майдан свой. Для кого-то — это Киевская Сечь, территория, на которую власть правительства и президента не распространяется. Для других — самоуправляемая республика, отвоеванная революцией у государства, мечта Че Гевары и батьки Махно. Кто-то видит в Майдане сборище маргиналов, бомжей, безработных, фащистов и туберкулезных больных, загаженное и, простите, зассанное пространство в центре столицы. Ну а кто-то прикидывает, как использовать протестный потенциал людей в интересах своей политической силы на будущих выборах... Примеры таких, часто взаимоисключающих видений Майдана можно множить до бесконечности.
Мы увидели Майдан праздничный, новогодний, очень привлекательный и симпатичный. Жалеем об одном. Ну почему так мало людей увидело это чудо своими глазами? Почему лишь немногие догадались встретить Новый год на Майдане?
Территориально Майдан не ограничен Площадью Независимости. У Михайловского монастыря развернут палаточный лагерь и около него аванпост Майдана - самостоятельный периметр обороны. Отхвачен порядочный кусок Крещатика до Киеврады и даже чуть дальше, а прилегающие улицы забаррикадированы. Висят объявления: «Для усиления баррикад нужны материалы». На ступенях Киеврады — свой мини-майдан. Там территория, где держат оборону и митингуют бойцы Тягнибока (Листовка на дверях: «Свобода”. Революційна комендатура Київради.)
Правила Майдана
Когда нет ни милиции, ни исполкомовских чиновников, а в центре города разбивается табор, разширяющийся иногда, как в эту Новогоднюю ночь, до полумиллиона человек, то без жесткой и продуманной до мелочей организации все это мероприятие существовать не сможет.
Прежде всего надо отметить, что пространство Майдана четко структурировано. Есть штаб и органы управления в Доме Профсоюзов, там же работает медицинская часть, большая кухня на первом этаже в помещении столовой.
Территория собственно Майдана состоит во-первых, из сцены и пространства перед ней, там постоянно идет концерт-митинг. Шоумены-организаторы на сцене, охрана возле нее. Во-вторых, внутри майданного периметра стоят иногда приспособленные к обороне, иногда нет, палаточные городки отдельных партий, областей. Там иногда работают свои кухни, которые тоже варят, делают бутерброды, чай или кофе. Кроме того, есть, очевидно рассчитанные на всех желающих, кухни прямо перед сценой, но расположенные на некотором удалении от нее за Крещатиком. Каждая баррикада имеет свое командование, гарнизон. (Например, объявление: «Самооборона Майдану. 4-й козацький редут Майдану СКЛИКАЄ РАДУ. Новий рік на Майдані — виклик нового рівня! Запрошуємо всіх воїнів до розгляду питання організації безпеки. (Збір... о... біля 4 барикади)”. На угрожаемые направления, в случае опасности, выдвигается резерв. Есть свой спецназ, пожарники и машина с выдвижной лестницей. Есть свой «автобат» - несколько десятков легковых автомобилей, грузовых и пассажирских бусиков.
Питание
С вокзала к Майдану мы шли пешком. Мимо Ботанического сада, Владимирского Собора, Святой Софии, памятника Богдану Хмельницкому, Михайловского Златоверхого Собора. Такая вот экскурсия по Киеву. Появившись на Майдане и оставив вещи в палатке Европейской партии, мы, уставшие и проголодавшиеся, первым делом поели. Тем более, что одновременно в разных точках Майдана приготовление пищи закончилось и по радио стали приглашать поужинать. Смущали названия каких-то закарпатских блюд, но искать кулинарную экзотику мы не стали. Первая попавшаяся кухня, в очередь к которой стали мы, накормила нас очень просто, но и очень вкусно: гречневая каша с тушенкой, белый хлеб.
Из Дома Профсоюзов все несли и несли подносы бутербродов. С колбасой и сыром, мне достался с салом, смазанным горчицей. Оттуда же несли подносы с чаем с лимоном. Но я взял стаканчик травяного чая, который наливали всем желающим у Львовского мини-городка, и не пожалел. Опять было вкусно. Кормят всех бесплатно, так что с голоду на Майдане не пропадешь — это точно.
Ближе к 12 часам понесли в палаточные городки стопки тортов. Много тортов. А еще приехала машина с надписью «Тільки свіже м'ясо”. Но вместо мяса там снова оказался огромный торт — 2 метра 14 сантиметров длиной и метр двадцать шириной. Шестеро добровольцев торжественно вынесли его, о чем было объявлено со сцены. Потом его разрезали, разнесли по точкам выдачи, и тысячи людей попробовали это чудо выпечки.
Спиртное и служба безопасности
На Майдане действует жесткий принцип — полный запрет спиртного. Пронос и распитие алкогольных напитков считаются провокацией. Виновный моментально изгоняется из числа защитников. Хотя рядом стоят машины, где можно купить очень вкусный кофе, там же можно согреться стаканчиком горячего глинтвейна за 15 гривен. Нет ничего лучше, чем стаканчик закарпатского красного вина, сваренного с корицей, цедрой лимона, яблоками. Под утро, когда примораживает, горячая волна от выпитого расходится по жилам. Лекарство от холода.
Пьяных очень жестко, при сопротивлении даже заламывая руки, выводят за периметр. Вообще, организация службы безопасности на Майдане поставлена неплохо. Коменданты, система пропусков на особо важные объекты, охрана, есть даже что-то вроде спецназа: какие-то «шкафы» в военном камуфляже, часть из них в афганских тюбетейках. Действуют стремительно и эффективно.
Когда в Новогоднюю ночь Киев двинулся на Майдан праздновать, то «сухой закон» вынужденно пришлось смягчать. Среди полумиллиона горожан, пришедших праздновать на Майдан, многие были навеселе, многие захватили спиртное с собой.
Поэтому можно было увидеть картины вообще-то невероятные для Майдана. Например, молодую киевлянку, с горла пьющую бутылку, правда, очень хорошего джина «Бифитер». Но пьяных исправно выводили за периметр всю ночь.
Обычно в новогоднюю ночь метро в Киеве работает до двух, а то и до трех часов. Но в этом году власти ограничились временем до часу ночи. Так что толпа в двести, а то и более тысяч человек стояла и слушала концерт всю ночь, до открытия метро. Умно поступила власть?
Концерт
Весь концерт посмотреть не получилось. Начали смотреть часов в восемь. А уже в полночь у нас был запланирован эфир на телевидении. Начало было потрясающим. Выступали иностранные гости: джазмен из Литвы, английский рокер, потом начали играть украинские группы. Людей на Майдане было еще мало, но когда мы вернулись в начале второго ночи, пел ТНМК. И людей было уже если не миллион, то полмиллиона, а может двести тысяч. Врать не хочу, а методик подсчета я даже приблизительно не знаю. Публика была уже разогретая, поэтому она и танцевала, и подпевала, светила фонариками, поднимала руки по команде со сцены. Вот эта энергетика сотен тысяч людей потрясла меня. ТНМК легко управляли толпой и им это нравилось. Какое-то всеобщее веселье, радость, эйфория. На такого уровня концерты упопадаешь не часто.
Громадське телебачення
Созданное совсем недавно «Громадське телебачення» - телевизионный канал, независимый в финансировании и от бизнеса, и от государства, а потому может позволить себе роскошь говорить правду. В общем, частная газета «Провинция», пусть и в совершенно других условиях, но тоже стремится к этому идеалу. Вот мы и напросились на эфир. Спасибо Александру Меланченко, который по своим каналам помог. Кстати, когда мы показали свою газету Мустафе Найему, то он сказал, что мы пишем иногда так остро, как не решаются писать киевские журналисты. Для нас эти слова прозвучали наивысшей похвалой.
«Громадське» пока можно посмотреть только через Интернет. Занимает оно всего лишь пару комнат на 13 этаже одного из офисных зданий Киева. В одной расположилась комната для гостей, тут они могут привести себя в порядок перед выходом в эфир, перекусить, выпить чаю, дождаться своей очереди. Еще одна большая комната занята собственно телестудией, вот и все. Тут и пульты в глубине, и менеджеры, администраторы, и творческая группа в свете софитов на первом плане.
У нас была возможность выбора времени выхода в эфир, и мы не задумываясь выбрали полночь. Когда еще журналисту из глубинки представится возможность выйти в эфир на одном из центральных каналов в самое рейтинговое время. В студию нас позвали за 10 минут до полуночи, пришли мы туда со своим шампанским, откупорили его, выпили вместе со всеми за Новый год, а уже через несколько минут нас усадили перед телекамерой. Волновались страшно, прямой эфир, тут второй попытки не будет.
Но, на удивление, все прошло более-менее нормально.
Вначале представились, пару слов сказали о нашей «Провинции», самой старой, между прочим, частной газете Украины. «Провинция» на полтора года старше украинской независимости.
Мустафа, неожиданно для нас, решил обсудить с нами новость дня — пикет донецких журналистов у резиденции Рината Ахметова, и его разговор с демонстрантами. В своем ответе мы коснулись смелости журналистов, которые в условиях Донбасса, рискуют многим, идя на такие шаги. Пожалуй, к сказанному в студии, стоит добавить лишь то, что на подобный поступок — выйти к своим оппонентам и как-то пообщаться, из пикетируемых майдановцами персон решился только Ринат Леонидович. Он единственный из олигархов ввел на своих предприятиях западные методы ведения бизнеса, бухгалтерской отчетности и т.д. В какой-то степени, Ахметов — наиболее европейский из наших олигархов. Свой бизнес, быт своей семьи, он уже ведет по-европейски, в Европе у него собственность, там учатся его дети. В какой-то степени, он уже европеец.
Логично предположить, что и другие люди имеют право на то, что наши богачи имеют для себя: защиту от ментовского произвола, справедливый суд, основанный на едином для всех законе, уважение своих гражданских и человеческих прав. Люди, вышедшие на Майдан, требуют для себя по праву то, что богатые в нашей стране имеют в силу своих денег и положения. Все это не нужно ни у кого забирать! Достаточно, чтобы заработало Право и была ликвидирована коррупция!
Майдан - явление совсем не политическое, идти в подручные к оппозиции и таскать для Яценюка-Тягнибока-Кличко жареные кащтаны из огня активисты Майдана не хотят. Майдан — это протест самого народа, которому надоело изображать из себя «декоративный кустарник системы лоховых».
К сожалению, Мустафа, говоря по-журналистски, «поженивший» (сведший воедино в эфире два близких сюжета) константиновских журналистов с сюжетом об Ахметове перебил «заготовку», что мы приготовили — об уникальном городе Константиновке, который дал Украине не только Захарченко, Арбузова, Влада Лукьянова, но и оппозиционеров Кужель, нынешнего голову областной «Батькивщины» Матейченко. Но, судя по всему, «в гостях у Найема» мы были не в последний раз. Почему бы не сделать выездную программу ГромТВ в Константиновке?..
Типы и деньги Майдана
Майдан стал уже образом жизни для некоторых своих старожилов. Кто-то пристроился порулить. Так, палаткой Донецкой области руководит скомпрометировавший себя политически и подыгрывавший Партии регионов на последних выборах Ярошенко от «Батькивщины». Именно его руками был снят очень неудобный для власти кандидат в депутаты Березин из Константиновки. И мы должны доверять этому мутному человеку?
Есть люди, стоявшие на Антимайдане просто ради денег, а теперь, довольные, что подзаработали там, стоят за идею на Евромайдане. Впрочем, преувеличивать идейность и некоторых постоянных жителей Майдана я не стал бы. Есть люди, не нашедшие себя в жизни. Есть люди, которые потеряли работу в Киеве и пришли сюда просто перекантоваться. Встретил там живущего почему-то в палатке Николаевской области земляка из Клепан-Быка Андрея. Потерял работу в Киеве, теперь имеет бесплатное жилье, стол, душ один раз в день на Евромайдане. Если согласится помахать партийными флагами, то его и билетом домой партия обеспечит. Вот только деньги на Майдане негде взять, а ведь здоровым мужикам и выпить тоже хочется...
И вот возродилась в Киеве старинная забава хиппи — «асканье». Взрослые вроде люди отрабатывают сейчас психологические приемы попрошайничества. «Мужик, дай 2 гривны, честно тебе скажу, очень выпить хочется». Волна пошла по Киеву, во всяком случае, группу «аскающих» я встретил на вокзале.
Впрочем, киевляне пока не скупятся и помогают деньгами, несут продукты, теплые вещи. Везде можно увидеть емкости для сбора пожертвований. Впрочем, сами руководители Майдана признают, что до наведения порядка в сфере сбора и распределения пожертвований пока еще далеко. Думаю, малый и средний бизнес самого богатого города страны, Майдан в ближайшем обозримом будущем прокормить будет в состоянии.
И.Бредихин.
"Жалеем об одном. Ну почему
"Жалеем об одном. Ну почему так мало людей увидело это чудо своими глазами? Почему лишь немногие догадались встретить Новый год на Майдане?"
Настоящих буйных мало, вот и нету вожаков... :)