Они теперь всегда будут рядом — День Достоинства (Майдан) и День убийства достоинства (Голодоморы). Напомним: первый отмечается 21 ноября, когда вышли первые молодые ребята на Майдан Независимости в Киеве в 2013 году, а второй, в память жертв, как минимум трех голодоморов — в последнюю субботу ноября.
В городе День Майдана отметили по учебным заведениям и у Центра детского и юношеского творчества. Увы, практически нигде «живых» местных майдановцев не приглашали, а тем более не приглашали тех, кто выходил на Евромайданы здесь — в Константиновке, Дружковке, Краматорске и других городах. Похоже, что они, как были для перекрасившихся ныне регионалов-учителей и руководителей города врагами, так врагами навсегда и останутся. Даже знаковая цифра — пятилетие, не заставила их это сделать. Может, они и не знают об этом? А ведь на Константиновский Майдан выходило более 20 человек (см. фото).
Мы позвонили друзьям в Краматорск и попросили купить торт одному человеку — Сергею Лисицыну. Это он тогда просто взял флаг Евросоюза и более недели под дождем и снегом простоял (понятно, что с перерывами на ночь и обед) у памятника Т.Шевченко, что рядом с Горсоветом. Неужели он не достоин чествования? Учителям-историкам, даже если они антимайдановцы, встречи с такими людьми должны быть интересны хотя бы с профессиональной точки зрения.
А вот в соседний Бахмут в школу, где учился зверски убитый на Донецком Майдане Дмитрий Чернявский (она теперь носит его имя), нас, как участников Майданов, пригласили. Но главное — мероприятие прошло в оригинальной форме. В библиотеке мы были «живыми книгами», которые ребята предварительно изучили, а затем задавали вопросы. Причем это было в необычной форме — глаза в глаза, в непосредственной близости, вокруг журнальных столиков, а главное — без педагогов! И действительно, только в постоянном поиске форм и методов донесения темы, можно добиться, чтобы школьники ощутили атмосферу, которая была на Майданах, чтобы Украина коснулась их сердец.
Один же из самых печальных памятных дней нашего календаря — День памяти жертв голодоморов, как это повелось задолго до войны, активисты отмечали в разные дни с учебными заведениями и официальными структурами. Вот ведь какое государство — назначило этот день в субботу, когда все нормальные люди отдыхают! Вот и проводятся все официальные мероприятия за день до Дня памяти голодоморов — в пятницу. Только отделение полиции, кроме 23 ноября, отметили и 24-го — в 16.00 зажгли свечи в окнах ГОВД. Общественники же, как всегда, попросили отца Виталия (УГКЦ) и тот провел молебен за упокой души всех умерших от голодоморов, организованных в Украине Кремлем.
На самом ужасно заросшем городском кладбище на Сантуриновке, где стоит памятный знак в честь этих событий и собирается уже более десяти лет кучка патриотов. Как обычно, они вспоминали истории своих родных и близких, жизни которых унесли те ужасные события.
В этот раз участники молебна попросили учителя школы №2 Н.Зубатюк озвучить слова о голодоморе нашего земляка, выдающегося писателя Василия Гайворонского из его рассказа "Козачка Ганна". Вчитайтесь, услышьте голос писателя сквозь десятилетия, поймите ту боль и ужас, который перенесли в те годы наши соотечественники:
"Вона знала, що незабаром помре. Уже батька й матір якісь люди винесли з хати, кинули поверх купи трупів на вантажне авто й увезли. Коли авто віддалялося, звисла через борт материна рука коливалась, ніби мати прощалася з Ганною. Дівчина дивилась крізь вікно байдуже, її вже не могло зворушити ніщо. Ще за день дійшла на печі маленька сестричка, колись непосидюща Віра. Пухле її тіло лежало горілиць.
Надворі сяяло весняне сонце, приваблювало до себе Ганну. Їй нічого не хотілося, тільки сонця. Ледве ступаючи важкими неслухняними, мов чужими ногами, вийшла вона на безлюдну вулицю й, притулившися спиною до хатньої стіни, поволі зсунулася на теплу землю. Догасала вона, як жевріюча жарина серед попелу. Широко розкриті очі нічого не бачили, вона вже поринула в безмежний спокій...".
В.Березин