С начала года, хотя пожалуй и гораздо раньше, среди педагогического сообщества курсируют волны тревоги. Причины того — повышения зарплаты учителям, объявленное правительством с января нынешнего года. Учителей волнует — сколько же им теперь будут платить за их труд? Судя по всему, аттракциона неслыханной щедрости не получится. Если и прибавят, то немного. У бедного города слишком большие траты на систему образования.
Собственно это и стало главной темой беседы с начальником городского управления образования Ольгой Барабаш:
— Когда мы узнали, что в 2018 году с января будет повышение, то надеялись, что оно будет тем же самым, которое гарантируется МОН и Законом Украины «Об образовании», где записаны гарантии постепенного повышения зарплаты педагогам на 25%, надбавок за престижность – до 30% и т. д., — рассказала Ольга Викторовна. — Но реально такого повышения не произошло, и это вызвало непонимание людей.
Сначала с 1 января учителям повысили заработную плату на 10% за счет повышения окладов по тарифной сетке, а недавно вышло еще одно Постановление КМУ, согласно которому еще на 10% увеличивается заработная плата педагогическим работникам, которые финансируются за счет субвенции из госбюджета. То есть с 1 января зарплата учителям должна подняться на 20%. В Константиновке ее еще не выплачивали, будем делать перерасчет. Но это касается только учителей общеобразовательных школ, которые финансируются за счет государственной субвенции. Но не касается воспитателей детских садов, руководителей кружков внешкольных заведений, не касается технического персонала. Кстати, зарплата у них очень низкая, минималка. Особенно у воспитателей, помощников воспитателей, завхозов, секретарей и др.
Поэтому у нас очень большая проблема с кадрами в детсадах. Ответственность огромная. К сожалению, оплата труда этих категорий работников предусмотрена из местного бюджета. Местный же бюджет не имеет возможности повысить им оклады.
Зарплата педагогам, конечно, повышается, но не так, как того бы хотелось и планировалось по новому закону «Об образовании». Министерство образования и науки Украины, Кабинет министров заявляют о том, что могут повышаться оклады тех педагогических работников, которые будут работать с 1 сентября в «новой украинской школе», может быть повышена надбавка за престижность до 30%.
Но реальность немного другая. Образовательная субвенция из госбюджета в размере 58 млн грн. (всего на управление образования в 2018 году выделено 170 млн), не сможет обеспечить заработную плату до конца года всем нашим работникам. Сейчас «вырисовывается» дефицит по заработной плате только учителям в размере 6 млн. Это только по госсубвенции, а еще с 1 сентября грядет повышение окладов на 10% и другим педагогическим работникам (воспитателям детсадов) по этому же постановлению КМУ. Тогда возникнет дефицит и по городскому бюджету.
В прошлом году, в связи с дефицитом субвенции, мы были вынуждены уменьшить до 10% надбавку за престижность труда педагогов. То есть, в прошлом году получилось, что государство подняло зарплату, а люди ее фактически не увидели, так как уменьшился размер надбавки.
Сейчас государство нам говорит, что можно выплачивать от 5% и до 30% надбавки за престижность, если позволяет местный бюджет, который может добавлять свои дополнительные средства на эту выплату. Но только в границах фонда оплаты труда. Однако городской бюджет не может себе это позволить, суммы образовательной госсубвенции тоже не позволяют выплачивать эту надбавку за престижность.
Это очень влияет на людей. Перед ними сейчас очень высокая задача – необходимо реформировать школу. Для этого они должны быть хорошо мотивированными. И в первую очередь материально. Если такой мотивации не будет, то и успех реформ под сомнением. И поэтому нам надо эту оплату обеспечить.
— А почему нам не хватает образовательной субвенции?
— Потому что школы города заполнены только на 60%. Расчет субвенции идет для классов с наполняемостью 25 учеников. А у нас средняя наполняемость 22,3. Очень много классов, где по 13-16 учеников. Государство выделяет нам средства для содержания 244 классов, а у нас их в городе 252. То есть на содержание 21 класса средств нет. Плюс дополнительно ложатся расходы на индивидуальное обучение, за счет которого растут учительские ставки и идет дополнительное расходование средств, не заложенных в субвенции. То есть нам обязательно нужно наполнять школы, классы. Остро стоит вопрос об оптимизации.
— Поэтому и возникло предложение закрыть вечернюю школу?
— Да, необходимость закрытия вечерней школы назрело уже давно. Департаменты финансов, образования облгосадминистрации настоятельно рекомендовали это учреждение для оптимизации.
Раньше вечерняя школа была нужна для рабочей молодежи, которая, закончив восьмилетки, шла работать, а вечером могла получить среднее образование. Сейчас, лица, которые не могут, по разным причинам, посещать учреждения общего среднего образования, могут перейти на экстернатную форму обучения в любой школе. Это та же заочная форма обучения, которая сейчас существует в вечерней школе. И для этого не нужно содержать отдельное учреждение. Ликвидация вечерней школы даст экономию 800 тыс. грн. в год.
Но, к сожалению, на сессии городского совета в январе депутаты, которые являются учредителями всех учреждений образования, не приняли решение о закрытии вечерней школы. И теперь они и не закрывают школу, и в то же время не могут выделить дополнительные средства на ее содержание. Как же тогда быть? Где взять средства, чтобы покрыть дефицит бюджета по заработной плате?
— На следующую сессию уже подготовлен проект решения о ликвидации городской школы-интернат №1, он размещен на официальном сайте городского совета. Это тоже часть оптимизации образовательной сети?
— Со школой-интернатом ситуация немного иная. С августа 2017 года изменились правила зачисления детей в интернат. Теперь там могут обучаться только дети, родители которых работают вахтовым методом или пребывают на длительном лечении в стационаре. На данный момент в нашем интернате только 20 детей, родители которых смогут документально подтвердить, что они работают посменно. И все. Остальные дети не смогут продолжить обучение в интернате в следующем году. Так как у них не будет для этого оснований, в соответствии с новым положением. Содержание интерната сейчас очень дорого обходится. Там сейчас обучается 115 детей. Средняя наполняемость — 15 учеников в классе.
Обучение в интернате в 2 раза дороже, чем обучение ребенка в обычной школе города. Родители детей из интерната, администрация уже обращались и в Кабинет министров, и в Министерство социальной политики и др. Но ответ один – есть постановление кабинета министров, дети должны воспитываться в семье. Дети из малообеспеченных семей имеют право на бесплатное питание, льготы и пособия. И теперь они не имею преимущественных прав для обучения в школах-интернатах.
— А если со временем появятся дети, которые смогут отвечать условиям набора в интернат, куда их потом девать?
— Будут создаваться интернатные группы при одной из школ, в частности, при УВК.
— Как был преодолен прошлогодний дефицит бюджетных средств на образование, летом звучала цифра в 22 миллиона?
— По заработной плате мы полностью рассчитались. Но мы вошли в год с большой кредиторской задолженностью по энергоносителям, по питанию – в размере 3,2 млн грн. До сих пор мы не рассчитались за горячее питание по школам. Остались еще кредиторка за некоторые капитальные расходы — например, один из наших подрядчиков, делавший кровлю в детсаду №6 в октябре, до сих пор не получил деньги за работу.
— Область может помочь в такой ситуации дополнительными средствами?
— В облгосадминистрации настаивают на оптимизации. Сравнивают показатели по городам Донецкой области и указывают, что у нас они наихудшие – имеется ввиду наполняемость классов, расходы на зарплату и др. Дополнительные средства выделяются только при условии экономии. В прошлом году, именно благодаря сокращению надбавки по заработной плате учителям и др. расходам, что дало экономию в размере 1 млн грн., нам были выделены средства для погашения задолженности по заработной плате.
— Какие-то предложения по экономии или пожелания в области высказывают?
— Они предлагают нам создать свою «дорожную карту» оптимизации расходов. Мы ее разработали. Но область это не устраивает, там требуют большего. Мы запланировали эти мероприятия — закрытие вечерней школы, интерната. Но от нас требуют закрытия и понижения ступеней общеобразовательных школ. Ведь у нас, в некоторых школах, уже много лет набирается по 10-15 десятиклассников. Отсюда и выплывают т. н. «лишние» классы и лишние расходы бюджета.
— А как обстоят дела с планами на закрытие школ?
— На данный момент есть только четкий, продуманный план реорганизации ЗОШ №1 и Гимназии путем слияния в помещении ЗОШ №1 после завершения капитального ремонта.
Но, к сожалению, у нас нет возможность как-то ускорить этот ремонт. Управление образования и город не являемся заказчиками строительства, эта функция возложена на областной департамент капитального строительства. Сейчас там есть проблема с подрядчиком, который должен был завершить утепление фасада, крыши и провести внутренние работы. Он фактически отказался продолжать работу и работы задерживаются из-за того, что будут проводиться повторные торги, которые определят нового подрядчика. В то же время, активно ведется работа по достройке столовой и спортплощадок.
Подготовила В.Волошко.