По всему миру разбросаны наши земляки, и многие из них добиваются довольно существенных успехов в разных областях деятельности, становятся известными людьми на своей новой родине. Таков и Игорь Ермаков, закончивший 7‑ю школу (собственно, он и вышел на «Провинцию», поделившись по электронной почте своими переживаниями о ее закрытии), музыкальную школу, а ныне полностью адаптировавшийся к жизни в Эстонии, сумевший даже стать депутатом таллиннского горсовета.
Портрет И. Ермакова из фотосессии наиболее известных людей Эстонии.
В окружении своего детища - ансамбля «Златы Горы»
Узнав об этой неординарной личности, мы решили взять у Игоря интервью, которое предлагаем нашим читателям.
— Вы родом из нашего города?
— Нет. Я родился в 1963 году в городе Суоярви, в Карелии, где волею судеб оказался мой отец, тогда молодой лейтенант железнодорожных войск и мама, дочь работников местного леспромхоза. Но семья моей мамы — потомственные константиновцы Траилины. Бабушка играла на гитаре, пела. Дед играл в агитбригаде «Синяя блуза». Вот откуда у меня такая тяга к музыке. Мама родилась в оккупации, а после войны вся семья переехала в Карелию. В школу я пошел в Петрозаводске, но в 1972 году у меня начались проблемы со здоровьем, поэтому мы переехали в более теплый климат в Константиновку и стали жить по улице Шмидта, неподалеку от школы № 7, в которую меня и определили со второго класса. Учился я хорошо, практически каждый класс заканчивал с похвальной грамотой. Классным руководителем у нас с 4 по 8 класс была Журавлёва Зинаида Степановна, педагог, который любого мог научить правильно писать и выражать свои мысли по‑русски. С чувством глубокой благодарности я вспоминаю также учителя математики Валентину Фёдоровну Веремеенко. Преподавать такие сложные предметы, как алгебра и геометрия, с удивительным чувством юмора — дано не каждому.
— Чем запомнилась наша школа искусств?
— Уверен, что этим храмом искусств и его директором Олегом Андреевичем Кошкиным Константиновка может по праву гордиться. В школе я учился у великолепного преподавателя, музыканта и человека Мельник Людмилы Васильевны. Она и сейчас там работает. В 1979 году поступил по классу баяна в Дзержинское музыкальное училище, а затем в Харьковский институт искусств по этому же профилю. Получается, как баянист, благодаря Людмиле Васильевне, я получил великолепную школу на всех этапах своего становления (о том, какой баянист Игорь, вы можете убедиться, просмотрев видео мастеркласса на нашем сайте — ред.). В 1983 году по распределению музучилища я год проработал в константиновской музыкальной школе, а затем с женой мы решили переехать в Таллинн, где у меня жил дедушка по отцовской линии.
— Вы без малого 30 лет в Прибалтике. Как сложилась там судьба?
— В Таллинне в 1984 году я стал сразу работать в четырёх местах: аккомпаниатором танцевального коллектива, преподавать аккордеон в музклассах в школе и в Клубе моряков, руководить ВИА в ДК. В 1985 году я, на базе музыкального спецкласса обычной общеобразовательной школы, создал оркестр русских народных инструментов, который в прошлом году отметил своё 25‑летие. В 1996 году, когда мои ребята окончили школу, к ним присоединилась созданная мною женская вокальная группа, и сейчас это очень известный у нас в стране коллектив — ансамбль народной музыки «Златые Горы». Ансамбль работает на базе Центра Культуры «Линдакиви», где я вот уже 13 лет тружусь заместителем директора. Кроме этого коллектива, в 1988 году я создал творческий центр «Аплаус», при котором работает детская эстрадная музыкальная школа, студия звукозаписи, и который занимается организацией и проведением международных эстрадных песенных конкурсов. Ещё есть у меня проект, с которым я три года назад хотел приехать с гастролями в Донбасс, в том числи и в Константиновку. Однако, увидев, в каком состоянии выживают Дзержинск, Горловка, Константиновка и другие города, понял, что это утопия. Проект этот называется шоу-группа IRIS (Айрис).
— Немного о депутатстве и общественной деятельности.
— Я являюсь создателем и членом правления Ассоциации русских организаций культуры в Эстонии «Садко», также член консультативного совета по национальным меньшинствам при Министре культуры Эстонии. С прошлого года я избран депутатом Таллиннского городского собрания.
Сейчас готовлюсь к мартовским выборам в парламент страны. В этом году Таллинн признан культурной столицей Европы, поэтому в 2011‑м в городе пройдет 250 культурных событий. Среди которых и мой проект — IV Международный конкурс молодых исполнителей эстрадной песни Laagna Laul 2011. К нам приедут профессиональные артисты из 16 стран. Подготовка этого проекта занимает много времени и сил. И в творческом плане у меня предстоит большое событие — 15 июня состоится премьера хоровой оперы, написанной лучшим музыкантом Эстонии 2010 года, композитором Урмасом Сисаском для хора, камерного оркестра, колоколов и баяна. Партия баяна писалась специально для меня, и я этим горжусь.
— Но как Вам все это удается?
— Чтобы достичь каких-либо успехов в любой области, на мой взгляд, необходимы три вещи: желание, трудолюбие, профессионализм. Я всегда много работал и учился. С красными дипломами закончил музучилище, а в 1988 году — консерваторию по классу баяна и дирижирования. В 2004‑м получил ещё одно высшее образование, в Санкт-Петербурге, закончив институт по специальности арт-менеджера.
— А как же отдых, семья?
— В принципе, в Эстонии мне живётся хорошо. Реализовал себя как музыкант. Неплохо обеспечен с материальной точки зрения: у меня квартира в Таллинне, небольшой дом (перестроенная дача) в 10 минутах езды от работы, где я живу с женой и полуторагодовалым сыном Иваном, неподалеку от меня проживает мой старший сын Ромил — профессиональный спортсмен-баскетболист (24 года) с невесткой и годовалым внуком Тимофеем. Так получилось, что в 2009 году я с интервалом в 5 месяцев стал отцом и дедом. Несколько лет назад купил жилье в Болгарии на Солнечном Берегу, где мы с семьёй проводим лето.
Конечно, теперь Эстония — моя Родина, а Таллинн — один из красивейших городов Европы. Я много путешествую (7 лет занимаюсь дайвингом), поэтому могу так утверждать. Однако, я никогда не забывал свой родной город Константиновку, потому что там прошли мои самые счастливые годы — детство и юность.
— Планируете ли сюда приехать?
— У меня в Донецке живёт хороший друг — Сергей Маслов. Он тоже выпускник Константиновской школы № 7 и музыкальной школы, а также сын моей учительницы по украинской мове, благодаря которой я до сих пор прекрасно владею этим, теперь уже иностранным для меня, языком. Он довольно успешный бизнесмен, и я планирую приехать к нему в гости во время чемпионата Европы по футболу. Может быть, к тому времени получится и организовать несколько концертов в Донбассе шоу-группы Айрис.
— Увы, судьба Вашей родной школы решена. Что бы Вы порекомендовали сделать со зданием 7‑й школы?
— Трудно давать советы, не зная вашей ситуации, живя в довольно успешной стране Евросоюза. Могу рассказать, как у нас работают учреждения культуры. Практически все творческие коллективы являются отдельными юридическими лицами. Это, так называемый, третий сектор — некоммерческие объединения. Они находят источники финансирования в разных европейских и республиканских фондах. На отдельные проекты можно получать деньги от муниципальных образований, министерств, привлекая спонсоров. В нашем муниципальном центре культуры работают 33 коллектива, но ни один руководитель не получает зарплату. Мы за небольшую плату предоставляем им в аренду репетиционные площади, а в остальном они выживают сами. Думаю, что здание школы лучше всего продать с аукциона, пока оно окончательно не развалилось, и быть благодарным тому, кто купит, вложит в него инвестиции и сохранит.
Таллинн или Таллин?
В соответствии с рекомендациями Языковой инспекции Эстонии, транслитерация топонима на русский язык пишется, как «Таллинн». Русскоязычные СМИ Эстонии используют именно такое написание. В России же, в 1995 году принято распоряжение администрации Президента РФ № 1495 «О написании названий государств — бывших республик СССР и их столиц», в котором сказано: «В целях обеспечения единообразия в служебной переписке и на официальных переговорах следует использовать написание «Таллин».
В контакте был В. Березин.