Московский телеканал открывает Константиновку

Опубликовано moderator - Nov 15

Бывает, когда-то хорошо сделанное доброе дело тебя уже не отпускает. Так случилось и с проектом, который задумал и курировал гражданский активист и журналист «Провинции» Владимир Березин. Оказалось, что Константиновка - единственный регион России и Украины, где сведения о местных остарбайтерах собраны и систематизированы, а сами многое испытавшие старики - готовы поделиться пережитым. К тому же, их остается в живых много. Все еще много — 200 человек. Ведь время неумолимо, а эти люди — носители во многом уникального опыта и взгляда на вторую мировую войну.

Так, или примерно так, объяснила нам цель своего приезда в Константиновку Ирина Синичкина — старший редактор программы новостей российского телеканала «Культура». Но в кадре ее не увидишь. Ирина занимается продюсерской деятельностью, придумывает и снимает сюжеты для канала.

А еще она задумывает и снимает документальные фильмы. На Украине бывает часто. В Севастополе она приобрела квартиру, а в Киеве живет родня.

А еще, она привезла и подарила городской библиотеке им. Горького недавно изданную в Москве биографию нашей великой землячки Нонны Мордюковой. Интервью с Ирой Синичкиной состоялось именно в библиотеке.

— Я приехала не по основной, а по побочной работе, как автор сценариев документальных фильмов, которые мы делаем с прекрасной телекомпанией «Фишка-фильм». На мой взгляд, это лучшая телекомпания, делающая документальное кино в России, в ней работают лучшие документалисты, я горжусь, что с ними сотрудничаю.

«Фишка-фильм», совместно с немецкими партнерами, приступает к съемкам большого проекта по остарбайтерам и мы чувствуем себя пионерами в этой области, потому что никто, в России во всяком случае, никогда ничего подобного не делал. Поэтому идем непроторенным путем. Но надеемся, что у нас получится. Здесь я благодаря журналисту «Провинции» Владимиру Березину, который в Константиновке сделал такой превосходный проект, переписав и обойдя всех, создав уникальный Клуб константиновских остарбайтеров. Насколько это нужная работа, я убедилась уже в поезде, в котором ехала с людьми из Краматорска и которые на мой вопрос — «Есть ли у них остарбайтеры - люди, которые в годы войны работали в Германии», ответили, что никогда о таких ничего не слышали.

Вы сделали здесь большое дело. Те старики-остарбайтеры, с которыми мы общались, чувствуют, что они кому-то нужны, это в их возрасте очень важно. Ведь эти люди прожили долгую и насыщенную жизнь, и им есть чем поделиться.

Наш предыдущий документальный фильм был про ветеранов Ржева, причем, как наших, так и немецких. Я поняла, что немцы — «антиветераны» по отношению к нашим. Наши ветераны нищие, но к ним постоянно приходят дети, которые просят рассказать: — «Дедушка, как ты воевал». И дед «митингует», может, и говорит заученные фразы, которые много лет говорил в школах, но, тем не менее, к нему есть интерес. А бывшие фашисты живут хорошо, получают высокую пенсию. Но при этом никто и никогда не приходит к немецкому деду и не спросит: «Как ты воевал?» Это как бы люди, которых нет. И когда к ним подошли брать интервью, — эти 90-летние старики стали отталкивать друг друга, чтобы говорить. Ни местное, ни другое телевидение у них не брали интервью, даже со своими детьми они этого не обсуждают. А ведь не важно, у кого какие подвиги, но каждый человек должен иметь возможность высказаться. Ведь когда и нам будет 90, нам тоже захочется рассказать то, что мы пережили.

— Не каждый день мы встречаем представителей такого канала...

— Канал у нас очень хороший. Но ведь сейчас у всех есть Интернет, наберите «ТВ Культура» и далее посмотрите архив видео. Есть очень хороший проект «Академия», где выдающиеся российские ученые читают весьма популярные лекции. Они длятся 45 минут. Мне удобно их слушать, когда белье глажу по утрам. По литературе, физике, химии, лингвистике, истории... Проект идет уже 2 года — есть из чего выбрать.

Наш канал без рекламы, поэтому смотреть его комфортно, и все, что появляется нового и интересного в русской культуре, как правило, появляется на нашем канале.

Я сама не смотрю телевизор — просто выборочно определенные вещи просматриваю.

На самом деле, мы живем в совершено уникальное время, когда невозможно людей направлять. Интернет дал свободу выбора — смотреть все и на любом языке.

Слава Богу, мы перестали читать одни и те же книжки. Хотя, когда все были объединены одной библиотекой, как платформой для обсуждения, — тоже было прекрасно. А сейчас выходит много вещей, часто совершенно слабых, которые объявляются почему-то хорошими. Каждый должен сам выбирать для себя что читать. Свобода и вправду дает одиночество, но другого пути нет.

— Мы в библиотеке, поэтому тут будет уместен вопрос - чем на Ваш взгляд характерен нынешний литературный процесс в России?

— Сейчас наша литература отличается крайней субъективностью. Нынче людям интересен субъективный взгляд на жизнь при осмыслении некоего прошлого, хотя, на мой взгляд, даже известные писатели (те, что получили Букера — Гонсалес, Улицкая) грешат неким эгоцентризмом. А вот темы любви, характерной в ХІХ-м веке, сейчас не хватает. Сейчас больше какие-то претензии к окружающему миру, какой-то постмодернизм. Хотя, конечно, есть и интересные штуки, которые больше интересны, как игра ума. Мне сейчас наиболее интересны мемуары, то, что человек пишет о себе. Человек пришел к выводу, что интереснее человеческой жизни нет ничего. Рекомендую почитать нашего Эдуарда Кочергина, который получил национального Букера. Есть уже и в Интернете. Книга называтся «Крещенный крестами» — она меня просто поразила... Так же, как меня поразил фильм «Подстрочник». Очень вам рекомендую этот фильм режиссера Дормана, который просто обвалил наши рейтинги. Этот человек снял документальное кино про Лилиану Лунгинк, мать известного кинорежиссера. Она была переводчицей (благодаря ей мы читали «Карлсона») и Дорман был вхож в ее дом он ее и «раскрутил». Чтобы она рассказала историю всей ее жизни, он 4 дня ее записывал. После чего через 2 дня она скончалась.

С этим фильмом в чемоданчике он 10 лет ходил по каналам, хотел пристроить, продюсеры говорили, что народ не поймет. В результате, с помощью Лунгина и др., фильм показали по РТВ-1, фильм просто взорвал рейтинги. Фильм выложен в Интернете и я вам страшно завидую, что вам предстоит получить огромное наслаждение от первого знакомства с этим произведением. Это совершенно необыкновенно — просто человек сидит и рассказывает о своей жизни. А оторваться невозможно. Как ее отвезли девочкой родители в Германию, потом мать решила остаться во Франции, потом ее мать помирилась с отцом и они вернулись. И вот этот ребенок, воспитанный во Франции, попадает в СССР... Оторваться невозможно.

Мне кажется, что это тенденции культуры — возвращение к настоящей человеческой жизни. Конечно, я ничего не имею против литературы, где выдумываются персонажи, которые прыгают, выращивают когти и т.п., но мне кажется, что мы действительно можем чему-то научиться из жизненных историй. После Кочергина мне вообще звонили подружки и говорили — может быть мы что-то неправильно делаем в воспитании...

— Узнав, какой человек приехал к нам, наша «литературная гостиная» обидится, что мы их не собрали на встречу с вами — возможно ли такое сделать в следующий ваш приезд, чтобы все желающие пришли, послушали. Задали вопросы?

— Конечно, когда я приеду снимать фильм, тогда обязательно сделаем такую встречу, — заверила Ирина Синичкина.

В нашем городе московская гостья пробыла почти двое суток. Много времени заняло ее общение с бывшими остарбайтерами. Но намеченную программу выполнила полностью, поэтому уехала, удовлетворенная визитом. Видела, конечно, и разваленную городскую промышленность. Поужинала в ресторане. Перед самым отъездом, так получилось, прошлась по крупным сетевым торговым центрам на улице Громова. Уровень наших магазинов и ресторанов ее приятно поразил: «И это маленький провинциальный город?»

Так что, будем надеяться, деньги на свой проект Ирина Синичкина найдет, и истории наших ветеранов-остарбайтеров услышат и в России.

И.Бредихин.