Неизвестные страницы истории становления в Константиновке коммунистического союза молодежи
Продолжение. Начало в №№ 2, 3, 4, 5, 6.
В начале марта 1918 г. Константиновский отряд под командой Реутова и Емельянова попадают на отступающий фронт Красной армии. Изнасилование Реутовым своей подчиненной, несовершеннолетней девушки, происходит в Полтавской губернии и, само собой, не было тайной как для Емельянова, так и для рядовых бойцов. Как пишет мать Стрельцова Н., командир красных партизан убил ее дочь, чтобы замести следы изнасилования, на ж. д. станции «Основа». На сегодняшний день она еще есть на карте пригорода г. Харькова (со стороны Константиновки).
Повязанный круговой порукой молчания, сбежав с разбитого фронта в первой половине марта 1918 г., остатки партизанского отряда возвратились в Константиновку.
Военный комиссар Константиновского района Москвин телеграфирует:
«Военная — срочная.
Докладная в штаб.
Прибыли в Константиновку около 50 человек красноармейцев из отряда Реутова, по их заявлению разбитого. Почти все без всяких документов, но бывшие рабочие местных заводов. Прошу экстренного распоряжения как поступить с этими людьми, причем присовокупляю, что они изъявляют желание вступить в отряды Красной армии».
Вряд ли телеграмма смогла догнать штаб армии, сбежавший вглубь России с остатками войск. Так что Реут, Емельянов и наши первые комсомольцы продолжили «героический, полный романтики путь борьбы за счастье для всех». (Цитаты из коммунистических изданий о гражданской войне из краеведческой литературы).
Следующий документ из Донецкого архива (Р2602.1.5 л.81) отображает городскую жизнь того времени:
«Константиновский Совет Апреля 11 дня 1918 г.
Рабочих и Солдатских
депутатов Балябин Ф.
пос. Дмитриевский Митинъ А.
Екатеринославской губ. Тихонов Б.
Комиссариат по борьбе
с контръ-революцией
Начальнику Тарасову
Прошу принять экстренные меры к своим красноармейцам, чтобы они не делали самочинные обыски и не хулиганили ночью, в 2 часа в пьяном виде, а так же 13 чел. в 1 час ночи… (далее неразборчиво)».
Потерпев поражение от войск Украинской Народной Республики и союзников, правительство Ленина, оставляя район Донбасса, решило ограбить местные предприятия. 16 апреля И. Сталин дал указание руководителям СНК (правительству) Донецко-Криворожской республики обороняться до последнего солдата, провести полную эвакуацию ценностей Донбасса в Россию. Об этой варварской акции откровенно повествует книга «Очерки истории Донецкой областной парторганизации» изд. Донбасса 1978 г. Так, на стр.166 написано:
«Тем временем коммунисты готовились к вывозу материальных ценностей. 21 марта была создана Центральная эвакуационная комиссия, которую возглавил Артем (Ф. А. Сергеев).
…банковские, почтовые ценности, имущество типографий, аппаратуру центральных телефонных станций, уголь, ртуть и многое другое. Всё это было вывезено в направлении Дебальцево — Зверево — Царицын, Таганрог-Ростов, Луганск-Воронеж».
Всезнающие Донцов и Дзюба (в самиздатской книге, существующей в одном экземпляре и, вероятно, предназначенной для закрытого пользования, а ныне хранящейся в городской библиотеке) так описывают события того периода:
«Во второй половине марта 1918 г. началась эвакуация ценного имущества и промоборудования… В это время активизировались меньшевики эсеры и украинские партии».
Была попытка мятежа и саботажа, успешно подавленная войсками.
Волна протестов прокатилась по всему региону. Тотальная эвакуация ценностей на восток озлобила местное население. Харьковские рабочие, еще недавно оплот советской власти, провели демонстрации протеста против разбоя большевиков (из Харькова вывезено 1 тыс. вагонов хлеба, 17 заводов и т. д.).
В Донецком областном архиве обнаружена докладная (ф. 16.1.61) Акционерного общества железопрокатных заводов (Фрунзе) в Константиновке, «касающаяся убытков, понесенных заводом от грабежей, реквизиций и уничтожения имущества во время господства большевиков на Украине».
И далее Донцов, Дзюба повествуют:
«Для осуществления плана обороны (города) требовалось 50‑60 тыс. руб.».
В столь затруднительный период особенно понадобились услуги наших знаменитых «героев» — дезертира Красной армии Реутова, Емельянова, Иванова и протокомсомольцев.
И тут же в Донецком архиве находится очередное воспоминание тов. Михайлова (ф.16.1.49 л.4):
«… Еще необходимо отметить одного товарища, это товарищ Реутов, который своей фамилией нагонял страх на всех бахмутских буржуев. Тов. Реутову было поручено взыскать с буржуев контрибуцию, помнится в 200 000 р. Это поручение он выполнил с успехом…».
М. П. Корниенко, Г. П. Лютый, В. П. Петренко
Продолжение в следующем номере.