На дворе уже давно 21 век, а ряд сел нашего района еще остаются негазифицированными. Когда‑то давно от властей бывшего государства они получили клеймо неперспективных, а теперь и вовсе остались за бортом цивилизации. Основной причиной такого положения является отсутствие финансирования, что стало главным бичом не только нашего района и области, а и всей страны.
В селах, в которые уже давно подан газ, есть проблемы уже другого толка. И дело вот в чем. В один прекрасный момент наши чиновники-реформаторы решили реструктуризировать районный узел связи, то бишь почту, и наша горрайонная газовая структура сразу прочувствовала на себе последствия реформ. Платежи за газ, к примеру, из села Екатериновка, что находится в нашем районе, стали поступать через Артемовск, к которому отошла константиновская почта. В силу разных причин это село обслуживается Дзержинским горгазом, но платежи посыпались в Константиновку. Потом им предстоит обратный путь, опять же через Артемовск, но уже в Дзержинск. Дело, конечно, постепенно налаживается, но путаница все же остается, а за сроки и так уже сломано копий больше, чем достаточно…
На заре газификации газовщик был желанным гостем в любом доме, — керосин, дрова и уголь надоели основательно. Как‑то при газификации одного дома хозяевами в знак благодарности было устроено застолье — этакое свадебное пиршество в миниатюре, разумеется, без жениха и невесты. Все без исключения были рады и пребывали в веселом состоянии. На месте почетного гостя восседал В. Ф. Шиманский — мастер бригады врезок и пуска газа. Справившись с очередным блюдом и облизывая ложку с обеих сторон, он сакраментально сказал: «Всякий раз, когда я обедаю у людей, пища мне кажется необыкновенно вкусной, просто божественной, от которой у меня нет сит оторваться. От вкусной и здоровой пиши у меня развивается аппетит, существенно поднимается настроение, хочется кушать и кушать. Что со мной происходит и почему, — никак понять не могу». «Потому что это — халява, Федорович», — отвечаю. Вдадимир Федорович замолчал и, кажется, обиделся, но ложку на стол не положил, а усердно принялся за десерт, который подали как раз кстати.
Сейчас такие торжества в городе уже давно в разряде прошлого, людей угрюмых от сонных не отличить, села же остались верны традициям гостеприимства.
Городских, в частности, приезжающих работников горгаза они давно причислили к разряду узников блокадного Ленинграда, и всегда удивлены, что гости не опухли с голода — ведь за всякой мелочью им приходится отправляться на рынок, а цены там у перекупщиков кусачие.
Звук автомобиля из горгаза селяне узнают издалека на дороге, и уже рады приветствовать гостей, если даже таковые приехали всего лишь взглянуть на узел учета газа. Мытье рук обязательно, после чего подается вышитый в украинских традициях рушник — то бишь полотенце. Гостей усаживают на почетные места. На столе, кроме основных национальных блюд, соусы, салаты, подливы, пряности. Отказываться нельзя — кровно обидишь хлебосольных хозяев. Любимый в городе салат «Оливье» здесь не подают, поскольку вегетарианскую колбасу не употребляют, а успешно заменяют его простым диетическим салатом из мяса домашней птицы. Если вам не показаны свежие сливки с пампушками, охлажденная ряженка кремового цвета с хрустящей по краям корочкой отлично их заменит и не вызовет синдрома переедания.
Пока автомобиль горгазовцев остался на улице без присмотра, жители села его тайно атакуют, загружая дарами садов, полей и огородов. Несколько мешков «антоновки», право, не помешают зимой в чулане. Кроме вкусовых удовольствий, они всю зиму будут источать аромат осеннего сада. Овощи лишними не бывают, но для них, к сожалению, нужно хранилище, да и разместить их при перевозке иногда просто негде. Даже ведерко с домашней колбасой, залитой смальцем, иногда достается держать на руках. Вот такие приходится терпеть неудобства.
У хозяев в разных селах есть традиционные фирменные блюда. В Марково — это всего лишь гусь, тушеный с картофелем, в Полтавке — бараний бок с кашей, в Тарасовке — заливное из молодых петушков. В Яблуновке, конечно, в ход идут яблоки, ими прекрасно фаршируют всю домашнюю птицу, получая сказочно вкусный результат. Иванополье без огурцов — что казаки без усов и сабель. Здесь такое множество кулинарных традиций, что жители улиц Ленина и Мира, Садовой и Метонидзе, Ивченко и Набережной и др. даже ведут соревнования за лучший прием гостей из горгаза.
…Наслышавшись подобных рассказов, один молодой человек срочно устраивается в горгаз и при первом случае едет в ближайшее село. Устроившись под грушей в центре села, он целый день отвечает на приветствия сельчан, однако никто его не спешит кормить и одаривать гостинцами. Ни молока, ни буханки хлеба, ни куска холодной телятины, а тем более меда и масла, и даже денег. После неоднократных неудачных попыток парень рассчитывается и уходит в извоз. Тут ему дают деньги. За услуги. О горгазе парень не жалеет.
В. Козаков.