Со времени последних выборов самой актуальной стала тема пенсионной реформы. Обратимся к парламентским слушаниям, посвященным пенсионной реформе, которые состоялись 16 февраля 2011 г. в Верховной Раде.
Несмотря на животрепещущую тему, течение дискуссии было на удивление убаюкивающим. В ход шли привычные сетования на мизерные официальные зарплаты, низкую продолжительность жизни, тяжелые условия труда, высокую безработицу и невозможность трудоустройства как для молодежи, так и для людей предпенсионного возраста. В качестве мер, способных компенсировать повышение того же пенсионного возраста (для женщин) и нормативного страхового стажа (для всех), назывались детенизация зарплат, создание новых рабочих мест, денонсация небезызвестного договора с Кипром, позволяющего до сих пор легально уводить многие миллиарды из Украины, а также традиционное «меньше воровать».
Анализируя слушания, прихожу к мысли, что и сама тема, и подготовка, и ожидания результатов реформы остаются актуальными еще с ее начала, с 2004 года. Нам еще много предстоит услышать об этом мероприятии в разных вариантах. Сегодня заслуживает внимания аналитическая справка о проведении пенсионной реформы и путях ее усовершенствования за подписью вице-премьера Тигипко, которую трудно однозначно принять даже не специалисту.
По результатам социологических исследований только 4% наших сограждан осведомлены об особенностях функционирования 2-го уровня пенсионного обеспечения. Поэтому, восполняя этот пробел и выполняя распоряжение КМУ №364 -р от 30 мая 2007 г. «Про затвердження плану заходів з проведення роз’яснювальної роботи з питань недержавного пенсійного забезпечення на 2007-2008рр.», давайте вместе проанализируем реальность некоторых положений этой справки.
В ней, в частности, предлагается:
- ввести механизм накопительного общеобязательного государственного пенсионного страхования в год, в котором будет обеспечена бездефицитность бюджета государственного ПФ;
Статистика последних лет упорно подтверждает нам стабильный рост дефицита; за декабрь 2010г. на 4% выросло число безработных, и эта тенденция, к сожалению, сохраняется; имеет место большой отток СПД; ожидаются оптимизация и сокращения в банковской сфере, где з/платы одни из самых высоких, а с ними сократятся и отчисления в ПФ. Так что 2-го уровня придется еще ждать...
- участниками 2-го уровня определить лица не старше 35 лет;
Вне поля зрения государства, и очень часто без работы, в связи с этим могут остаться уже профессионально подготовленные, опытные его граждане, что само по себе создает социальную напряженность. При отсутствии действенной государственной программы создания рабочих мест и тенденции на их сокращение эта позиция может стать более чем проблемной.
- администрирование страховых платежей накопительной системы будет осуществляться через ПФ, и участники 2-го уровня будут иметь право выбирать негосударственные пенсионные фонды для накопления пенсионных средств только через 2 года после начала оплаты платежей;
Накопление средств 2-го уровня в государственном ПФ с его 30-млрд дефицитом – это инструмент улучшения его финансового положения и риск потери средств. Ожидать же при этом дополнительного инвестиционного дохода – просто утопия. Учитывая, что участники 2-го уровня - это работодатели, у них просто не будет иного выхода, как принять «непартнерские правила игры», от которых проиграют все.
- повысить уровень пенсионного обеспечения работников бюджетной сферы, предусмотрев выплату им одноразовой денежной помощи при выходе на пенсию в размере 10 назначенных пенсий;
Все больше декларируя персонификацию пенсионного обеспечения, авторы пенсионной реформы в этом случае хотят все же сохранить социалистический принцип «перекрестного финансирования» одних бедных за счет других. Сумев в условиях рынка сохранить специальные пенсии для отдельных категорий граждан, которые регулируются 28-ю Законами Украины, логично было бы одноразовую денежную помощь «государевым людям» предусмотреть в бюджете.
- осуществлять выплату специальных пенсий в период работы в размерах, определенных нормами ЗУ «Про загальнообовязкове державне пенсійне страхування»;
Так все-таки, господа чиновники, на специальные пенсии распространяется ограничение в 10 прожиточных минимумов для нетрудоспособных, или эта норма не распространяется на наших трудоспособных?..»
Александр КОЛОТЕНКО, участник парламентских слушаний.