В прошлый четверг многие константиновцы были заинтригованы зрелищем идущего по городским улицам человека с необычной двухколесной тележкой. Скромный вид прохожего обманчив, на самом деле жители мимоходом оказались свидетелями уникального для нашего города события — почти кругосветного путешествия. А неприметный пешеход — «гуру» своего дела, профессиональный путешественник Сергей Гордиенко, который как раз выступил в поход протяженностью в 7 тысяч километров, посвященный 100-летию первой русской экспедиции к Северному полюсу. Маршрут пролегает к бассейну Северного Ледовитого океана, а начался на Донбассе, в Седово.
Это — часть большой кругосветки, которую Сергей начал семь лет назад. Он обошел чуть не всю Юго-Восточную Азию, обследовал Сибирь, а в следующем году собирается в третий раз стартовать к Северному полюсу. К макушке планеты он пойдет как обычно, без каких-либо технических средств, пешком по льду.
Его путешествия всегда пешие, С.Гордиенко — эксперт по технике и психологии выживания, занимается этим более 30 лет. Пересек Латинскую Америку, прошел Северную и Центральную Африку, почти весь Индокитай.
— Я единственный из профессионалов, кто не пользуется автотранспортом, даже велосипедом, - рассказал путешественник «Провинции». - Лишь на отдельных участках сплавляюсь на лодке. Прошел на ней всю Амазонку.
Родом - коренной днепропетровец, сейчас преподает в Киевском университете туризма, экономики и права. На кафедре экстремального туризма. Хотя экспедиции для него что-то гораздо большее, чем просто попытка установить границы своих возможностей. «Я давно знаю свои возможности, - говорит он. - Да, был период, когда учился преодолевать препятствия. А потом началось главное. Хотя о том, что я буду всю жизнь в дороге, я знал с раннего детства. Мне было три года, когда мать меня держала за руку, а я смотрел, как дорога уходит за околицу. Я вырвался, чтобы побежать, посмотреть... И когда увидел,что дорога уходит дальше, слезы навернулись, потому что я не смогу увидеть, где она заканчивается. Каждому из нас наше дело дано свыше, мы - «шестеренки» в программе Вселенной и думаем, что «вот сейчас будем чему-то учиться». Да нет, мы будем учиться быть человеком, а профессия нам дана изначально. Но мы должны сами правильно это определить, чтобы все получилось в жизни. Много творческих людей выбирают для себя упрощенный путь и считают, что материальное у них повысится, если они оставят свое ремесло и займутся тем, что выгодно. Как правило, то, что выгодно — это ловушка. Только с тем, что дано изначально, он может подняться над всем и заработать то, что он хочет. Если он не предаст своей «темы». Да, придется помучиться, поголодать, но это же плата за то, что ты нашел себя...»
Он называет себя историком-исследователем. И все, что нужно, - впечатления и идеи — черпает именно в дороге. В Сети не сидит, современные технологии презирает: «В Инете всегда «переваренная» информация, и, как правило, — абсолютная ложь. Территорию нельзя понять, пока ты ее не пересечешь, не пообщаешься с людьми. Мои студенты верят мне, поскольку я прихожу с пыльной дороги, а не из библиотеки. У меня никогда нет конспектов. Мудрецы, чтобы понять главное, — зачем мы здесь, на земле, всегда шли в дорогу. Сейчас технический «костыль» цивилизации (электроника, машиностроение) очень силен, и он лишает нас человеческой основы, делает киборгами. Бездушными, безнравственными, бессмысленно поглощающими пустую информацию, и при этом находящимися в постоянной депрессии. А счастье — в общении и в том, что ты осознаешь, кто ты», - уверен путешественник.
Его непреложный принцип — идти одному. Свой день рождения, 31 января, встретил на заледеневшей дороге в степи. «Нужно самому уметь, чтобы кому-то объяснить, - говорит С.Гордиенко. - Во-вторых, я не вправе за кого-то отвечать, ведь могу допустить ошибку. Очень важно соизмерять силы и не перебрасывать на кого-то проблемы».
Обычный его ночлег — палатка, и лишь иногда — кров, когда заходит в города.
Он привык надеяться только на себя и на помощь Всевышнего. И еще на собственную смекалку. Одним из самых трудных регионов стала Африка, с ее кипящим котлом смут, племенных конфликтов. «Приходилось хитрить. Часть дороги в Северной Африке я прошел в рубище прокаженного: колокольчик, мешок с прорезью для глаз... К ним не подходят и не трогают. Благодаря таким приемам учишься выживать. Не просто приспосабливаться, а альтернативно действовать, причем очень быстро. Потому что шанс — это одолжение для подготовленного человека. Мы должны быть готовы к чему угодно, но в первую очередь, - помочь другому».
Где только ни был Сергей, а вот восток родной страны для него оказался «белым пятном». На Донбасс, по его признанию, попал первый раз, и был удивлен, что все местные жители жалуются на урбанистические пейзажи и убеждены, что смотреть тут особенно не на что. «Они не правы. Здесь очень красиво, эти балки, ярочки уютные. Я шел сейчас мимо вашего Клебан Быка, это место просто прекрасно. И еще, у вас очень хорошие люди, я на протяжении всего маршрута слышал только теплые слова. Хотя, когда шел однажды по Черниговщине, почти каждый спрашивал, зачем это мне надо. Здесь меня такими вопросами не донимают. Говорят: «Давайте-давайте, пусть хоть кто-то на Украине что-то делает».
В. Гейзер.