Среди летних новостей СМИ, рыскающие в поисках событий, едва не проглядели 60-летний юбилей одного из самых своих любимых героев — директора Школы искусств Олега Андреевича Кошкина. Впрочем, это случилось по желанию самого юбиляра — не устраивать слишком много шума. «Я решил не объявлять об этом громко - кто вспомнит, тот вспомнит. Думал, поздравят несколько десятков человек, а пришло и приехало человек двести...» - говорит Олег Андреевич.
«Бывает все на свете хорошо, — В чем дело, сразу не поймешь...»
За свою трудовую биографию учителя музыки и директора он приобщил к искусству почти четыре тысячи горожан. В каждой сотне взрослых константиновцев обязательно отыщется полтора десятка человек, учившихся в Школе искусств. Так что круглая дата для него - повод не только оглянуться на пройденное, но и строить планы на будущее. О том и другом мы поговорили с Олегом Андреевичем уже после отшумевшего праздника.
В разгар каникул Олег Кошкин встречает нас в демократичной майке, с татуировкой дракона на плече и баяном в руках — директорскую солидность он, похоже, отложил до сентября.
«Хобби и работа у меня, к счастью, совпадают. Я люблю музыку, люблю оркестр (руководит сразу двумя народными аматорскими коллективами: эстрадным оркестром и вокальным ансамблем педагогов — ред.) В любой свободный момент я разбираю, играю, записываю.
...Я в известном смысле ортодокс, - вдруг заявляет человек, известный всему городу как автор и ценитель стихов, непревзойденный рассказчик и оптимист. - Я не меняю город, хотя родился не в Константиновке, и школу, хотя меня звали директорствовать и в донецкую музшколу, и в артемовское музыкальное училище».
Осилишь классиков — осилишь все
«Я стою на принципах академизма, - убежденно говорит О.Кошкин. - И наша школа первоначальное обучение детей ведет именно на классике, у нас такая программа. Хотя известный «люфт» в сторону эстрадной музыки присутствует. Но если дети выучат классику, то потом смогут играть все, выбрать для себя любое направление. Это то, что было отобрано не только кругом профессионалов, а самим народом в течение столетий. Никогда нельзя вычислить заранее, что из произведений забудется через месяц. И тем больше это наследие пойдет на пользу ученикам».
Несмотря на провозглашаемый О.Кошкиным консерватизм, его школа чутко реагирует на требования времени, интерес юных горожан и постоянно развивается. Два года назад здесь организовали новое направление - театральный класс, где детей обучают актерскому мастерству. Очень трудно было найти преподавателя - режиссера, но в итоге такие люди нашлись. Поставили уже несколько спектаклей. Несколько лет работает еще одно детище неугомонного Олега Кошкина и продукт запросов молодого поколения - вокальное отделение. И пользуется большой популярностью у молодежи. «Опять-таки мы учим на нем академическому, народному и эстрадному вокалу, есть уже свои лауреаты, например, Денис Глущенко, -- говорит Олег Андреевич. - А с отделением народных инструментов трудней — его популярность падает. Я всеми силами пытаюсь вызвать у детей интерес к фольклорным традициям. Правда, у нас такой регион, что не поймешь, какие народные инструменты тут считаются местными, родными, - то ли русская домра, то ли украинская бандура. Но у нас есть и то, и другое, а ансамбль бандуристок прекрасно ездит на конкурсы и привозит призы. Жаль только, что преподавательница по классу бандуры у нас только одна.
Лучшая из сотни
Как бы ни перекраивали константиновскую Школу искусств новые времена, она очень популярна, без конкурса на некоторые специальности не попасть. И признана лучшей из ста таких же в области. «Она единственная в своем роде, - убежден директор. - Я знаю положение в других городах. В свое время ее строительство и оснащение финансировал химзавод, вложивший огромные средства, даже проект здания был специальный. Таких в Союзе было только две: у нас и в Набережных Челнах. Здесь предусмотрели все, что нужно».
Областной конкурс—рейтинг проводился в 2006 году, и звание лидера нашей колыбели художников и музыкантов присвоено на ближайшие десять лет. Прежде всего за качество обучения. Всех именитых и знаменитых учеников, выведенных в люди, Олег Андреевич перечислять не стал, их десятки. Сказал, что только в прошлом учебном году лауреатами областных и международных конкурсов стали 40 воспитанников школы.
Успех родной школы дорого достался. Слишком много было вложено в нее сил и энергии не просто как в место работы, а дело всей жизни. И даже пришлось пожертвовать важным и дорогим. Тридцать лет назад Кошкину довелось выбирать — то ли совершенствоваться как учитель, то ли взваливать на себя груз директора. Избыток энергии и лидерские качества тогда заставили взяться за руководство. «Хотелось все улучшить, вот и согласился на должность. Но полностью отказаться от преподавания так и не смог, - признается Олег Андреевич. - Некоторые мои ученики стали отличными музыкантами — Олег Жулыбин, заслуженный артист республики Крым, Михаил Беседин, Олег Сидоренко. Это еще и потому, что в школе очень хорошая морально-психологическая атмосфера, как и подобает учебному заведению, которое занимается эстетикой. Это отмечают гости и гастролеры, начальство, родители и ученики. Только у директора правая рука чуть длиннее левой (смеется). Часто приходится просить помощи. Но мы сохранили для города школу, которой действительно можно гордиться».
Сколько стоит пианино?
Через самый тяжелый период - 90-е, когда месяцами не платили зарплату и все рушилось, Олег Андреевич провел свое заведение почти без потерь, но рассказывать о той поре не любит. Сейчас ситуация получше, удалось решить многие проблемы по коммунальной части, отремонтировать хореографический зал. Но одну застарелую «занозу» пока не сдвинуть - музыкальные инструменты школы, купленные еще в 70-х, давно устарели.
«Вы знаете, сколько стоит новое отечественное фортепиано? 50 тысяч гривен, - делится наболевшим руководитель. - А что говорить об иностранных? Баян «Украина» - две тысяч долларов. Городской бюджет это точно не осилит. Так что бережем и поддерживаем то, что есть. Два наших рояля храним, как зеницу ока, больше таких инструментов школе не видать. Нам помогают, конечно, и меценаты. С.Давыдов, например, нам саксофон купил. Но я считаю, что нужна именно государственная поддержка школ эстетического воспитания. Чем больше оно потратит на школы, тем меньше потом пойдет на борьбу с подростковой преступностью.
«А вот оплату за обучение возможно, в новом учебном году придется поднять, - сетует Олег Андреевич, - по другому не получается. Сейчас по расценкам мы - «середнячки» в области Самое дорогое обучение на фортепиано обходится родителям 55 грн. в месяц. На несколько гривен цена возрастет.
Но, думаю, это не уменьшит численность учащихся. Обязательно найдутся маленькие люди, которые не смогут жить без музыки или живописи, или театра. Если талант в ребенке есть, то он уже не отступит. И отговаривать его родителям не советую. Был у нас очень талантливый ученик, но мама убедила его идти в инженеры, а не в музучилище. И что? Поступил, закончил, но инженером так и не стал, сейчас превосходный баянист в ЦДЮТ. Невозможно бесконечно игнорировать свой дар, рано или поздно он все равно прорвется.
О планах на следующие 60 лет
Сейчас Олег Андреевич, как сам признается, пребывает в раздумьях, в том числе и карьерных. Регалий у него хватает, десятки грамот, дипломов и благодарностей давно не помещаются на стене и хранятся аккуратной стопочкой в шкафу. Он главенствует в президиуме совета директоров музыкальных школ области, представляет область в таком же совете в Киеве. Он еще и признанный «гроссмейстер» по жизни, к которому коллеги из других городов обращаются за советом и помощью по юридическим, хозяйственным и методическим вопросам. Потому что успел пройти много разных школ жизни. Отпускать коллегу, обладающего огромным опытом, человеческими контактами и просто симпатичным характером, они не хотят. Никакой альтернативы Олегу Кошкину не видит и его коллектив. Ничего не изменила и тяжелая болезнь Олега Андреевича. Инсульт заставил его восстанавливаться целый год. Чудом и собственной гигантской волей к жизни он выкарабкался. «Благодаря везению и очень большой поддержке людей», - говорит. Так что пенсионный покой ему даже не снится, и недавний юбиляр вовсю готовится к новому учебному году и ждет новых талантливых учеников. «С одной стороны, появилась некоторая умиротворенность, - говорит О.Кошкин. - Ну, что, свою роль я вроде бы сыграл. Есть чем гордиться, жизнь удалась. А с другой стороны, еще есть силы и хочется работать. Если когда нибудь и уйду, то недалеко — займусь преподаванием».
С юбиляром общалась В.Гейзер.