Светало. Жители села Новодмитровка занимались своими повседневными хлопотами. Кто коров пас, кто за сеном в поле поехал, а кто, как Николай Тимофеевич, по двору справлялся. Чу, под калиткой мнется кто‑то, зовет так таинственно и ксивами машет. Выходит дед, — а там блюстители чистоты из райотдела милиции. Стыдить, значит, приехали. Предъявили серьезную статью — «Нарушение правил благоустройства». Мол, куча ваша компостная, что на огороде против дома лежит, шибко эстетический вид села портит — непорядочек! И, несмотря на все возражения хозяина, — мол, рядом дворы в сто раз грязнее будут, — давай дело шить — административное. А штоб обвиняемый не нервничал больно, убедительно заявили, что «вышка», согласно их протоколу — прилюдное осмеяние на админкомиссии сельского совета (т. е. предупредиловка по‑нашему). Получив автограф ничего не понявшего старика, люди в форме откланялись…
Через некоторое время оказалось, что в тот день под раздачу милицейской антимусорной бригады «попали» еще пятеро сельчан, которых пригласили на суд местного админкомиссариата. На заседании его члены поголовно решили: казнить нельзя, надобно помиловать. И отпустили с Богом… Не прошло и месяца, как те же благоустроители приехали к «осужденным» с приговором об уплате 340 гривен штрафа и душеприказчиками, готовыми тут же, не отходя от кассы, принять долг перед Родиной наличными. Некоторых из припертых к стенке селян вершителям правосудия таки удалось раскулачить. Остальные, дворы которых, Бог и соседи не дадут соврать, являются примерами чистоты и порядка в селе, — людей в штатском откровенно послали… Тем более, в обмен на деньги те ничего и не предлагали.
Отчаявшись правды искать у местных бояр (головы всея сельсовета и его подданных), обиженные чистотным беспределом селяне подались в городские средства массовой информации, мол, может вам признаются наши вельможи, пошто тиранят и гнобят именно их — самых чистоплотных, но неугодных властям людей? Пошто фальсифицируют протоколы админкомиссии и подкладывают туда показания, якобы, понятых, присутствовавших при составлении протоколов о нарушении сельского благоустройства? Пошто внедряют штрафы по новым законам, о которых в глухом Константиновском районе ни одна собака не слышала?
Неужто все это — проделки местного пана головы, который, якобы, вступил в сговор с карательными органами и без предупреждения рублем их наказывать начал?
Проникшись обидою за народ русский наш, корреспондент посетила сей оплот чистоты района Константиновского, утопающий в речушках и болотах из нечистот человеческих и нечеловеческих зарослях трав карантинных. Чьи земли богаты мусорными свалками и горами строительных материалов из разобранных коровников и хозпостроек бывшего совхоза. Кои гармонично вписываются в план благоустройства сего прекрасного села. В сельской управе нас благосклонно принял сам голова Новодмитровский, Н. Яковлев, который инцидент неприятный обосновал ничем иным, как заговором подлым против его кандидатской персоны на будущие выборы. «Я тут уже 19 лет сижу, но подобное черти что вижу впервые. О штрафах этих впервые услышал, когда на комиссию административную с РОВД протоколы готовые принесли, причем, с фотографиями, — объяснил Николай Дмитриевич. — Я тут, наверное, и сам немного виноват, что объявление об изменении закона не повесил. А там, кстати, теперь такой меры наказания, как предупреждение, и нет. Только штраф. Его кстати, мы и так по минималке выписали. Но вот люди, конечно, не за дело пострадали, и как раз те, у кого действительно чисто возле дворов. Не знаю, что это такое. Наверное, милиция какую‑то разнарядку получила и деньги теперь с народа выбивает. А может, мне перед выборами насолить хотят. Сами понимаете, народ против меня озлобить. Да и сельский мужик, знаете, какой, пока гром не грянет… Сами, в общем, виноваты, что тут поделаешь. Незнание закона, как известно, не освобождает от ответственности… Нас, вон, тоже штрафуют, и ничего, платим и не умираем». На том и разошлись.
Заместитель начальника районной милиции В. Давыденко в действиях своих подчиненных состава преступления или превышения полномочий не видит. Есть, мол, правонарушение, — есть наказание. А всех сомневающихся заверяет: никакой политической подоплеки в наведении порядка в селе нет. И что никто без предварительного предупреждения никого не штрафует. Говорит, проверки соблюдения правил благоустройства по всему Константиновскому району ведутся еще с января этого года, в рамках Всеукраинской, между прочим, программы «Чистый район». Всем же селянам, подозревающим сотрудников РОВД в нарушениях их прав при составлении протоколов, Виктор Павлович советует не подписывать предлагаемые документы, а со всеми вопросами и жалобами обращаться к руководству Константиновского РОВД.
Подготовила О. Панина.