Миф о великой задолженности
Все чаще и чаще в победных реляциях коммунальных чиновников мы слышим цифры о том, что на сегодняшний день за «оказанные» услуги население задолжало энное количество миллионов гривен. Откуда эти цифры взяты, за какой период времени они отражают эту самую задолженность, насколько правдивы? Да и вообще, кто и когда проверял правильность и закономерность возникновения этой задолженности? Ведь суммы-то немаленькие. Если попытаться внимательно изучить эту ситуацию со стороны, то получается... Интересная картина вдруг получается, - жульничество чистой воды.
Итак, в каждой такой огромной сумме в большинстве случаев находится в составе НДС (налог на добавленную стоимость). Так вот, при таком подходе, какой демонстрируют коммунальные службы (в данном случае речь идет об услугах по содержанию домов и придомовых территорий), тариф, который выставляют населению к оплате, содержит вышеупомянутый НДС. Ну, содержит, да и содержит – что ж тут такого, а беда заключается в том, что государство определило порядок уплаты налогов и игнорировать его никак нельзя. И НДС этот платится в данном случае по первому событию. В итоге получается вот что.
Как было сказано ранее, все ЖЭКи, ЖЭУ, СЕЗы и пр. самостоятельно финансовый учет не ведут, а за них это делает Приватбанк. Соответственно, каждый месяц Приватбанк по виртуальному расчету-начислению на весь жилой фонд выводит общую сумму все тех же виртуальных обязательств. И как вы уже догадались, в общей сумме этих обязательств содержится пресловутый НДС. И самое печальное, что организация, которой, якобы, мы что-то должны за оказанные ею нам услуги, - обязана уже уплатить НДС в размере 20% от всего объема виртуальной задолженности. И так каждый месяц.
Ни для кого не секрет, что мы платим не первого числа каждого месяца, а кому как вздумается, и платят не все. А жилищно-коммунальные службы все тот же НДС платят еще раньше, чем деньги начинают приходить от населения. Ситуация усугубляется еще и тем, что ЖЭКи, ЖЭУ и т.д. надлежащего учета начислений по оказанным услугам по сей день так и не ведут. Ко всему этому следует добавить, что такая транжирная финансовая политика может продолжаться год, два от силы, а потом эти предприятия просто «лягут» или обанкротятся.
Объясним с другой точки зрения. Если рентабельность, по словам самих коммунальщиков, предоставляемой ими услуги колеблется в пределах 10-18%, то непонятно, почему они позволяют забирать у себя 20% НДСа с общей суммы, которую никогда не получат. А не получат они ее по простой причине – есть начисления, которые по своей природе не должны производиться (например, умер человек; владельца квартиры определили в места не столь отдаленные сроком чуть более 3 лет; служба в армии и др.). А есть такие клиенты, которые не платили и платить не собираются. Не говоря уже о брошенном жилье. Вот и получается, что считать свои деньги наши коммунальщики не умеют, или не хотят.
Вот теперь и понимайте, как хотите, но сами коммунальщики стали заложниками такой финансовой безалаберности, бесхозяйственности и безответственности.
Как следствие этого, на нас, как на потенциальных потребителей, «вешают» долги прошлых лет по простой причине – с этой суммы уже удержана сумма НДС у того же ЖЭКа, СЕЗа и т.д. Списать задолженность, которая «протухла» - та, которой больше трех лет (срок исковой давности), - непозволительная роскошь по причине того, что по-дурости или по-глупости ее насчитали, а взыскать не смогли или не представляется возможным. Закономерным выходом из этой тупиковой ситуации остается мошенничество, заключающееся в подмене понятий и перекладывании ответственности «с больной головы на здоровую». Пресловутые миллионы задолженности населения – это задолженность за последние 10, 15, а то и более лет. И учитывают ее, эту задолженность, и будут учитывать, пока из государства окрика не поступит. А то даже после решения судов эту задолженность никто не списывает и не собирается списывать, объясняя очень просто - «команды не было». Вот в этом и заключается следующая тайна, что в финансовой дисциплине по учету оказанных и не оказанных услуг коммунальные службы живут не по законам и правилам, а по командам, или, как их там... «вказівкам згори».
Я когда-то задался целью разузнать, как же должно происходить списание задолженности, в данном случае ее называют дебиторской. И на божий свет вылезли интересные моменты и особенности. Так, задолженность, которую невозможно взыскать по истечении упущенного времени, списывается предприятием комиссионно и в финансовых и бухгалтерских отчетах это считается прибылью предприятия, которую оно «подарило», и подлежит все это налогообложению на общих основаниях (ни много, ни мало - аж целых 25% от суммы, которая списывается). Как читатель понял, опять предприятие жилищно-коммунальной сферы по своей нерадивости «попало» на 25% со своих же «заработанных» денег, насчитанных или учтенных почему-то банком. Но фокус в этой ситуации заключается в другом. Как было сказано выше, комиссионно – т.е. комиссия, которая будет производить это списание, должна (читай – обязана) не просто списать эту сумму, но и найти виновных лиц, которые не приняли мер к своевременному взысканию с должников задолженности. Эта комиссия должна примерно наказать виновных и «содрать» с них вот эту «подарочную» сумму. Виновные лица за все это время получали заработную плату, что-то делали или изображали, что что-то делают, заботились о преуспеянии своего предприятия. Но больше всего, как видно из сложившейся ситуации, преуспели в доведении его «до ручки».
Под лежачий камень вода не течет
Ситуация усугубляется еще и тем, что перерасчеты или учет по предоставленным услугам в городских ЖЭКах, СЕЗах ведутся из рук вон плохо, или вообще не ведутся. Как объясняет информационно-расчетный центр Приватбанка, если ежемесячно в порядок начислений коммунальщики будут вносить изменения, перерасчеты и другие арифметические действия, то банк это будет делать, т.к. это его обязанность. Однако изменений в учет наши жилконторы вносить не хотят, или забывают, по причине того, что надо что-то делать, писать, составлять акты, производить расчеты, направлять эти бумаги в ИРЦ, давать сведения жильцу (владельцу квартиры). Словом, «проделать огромную массу работы». Поэтому жилконторы живут по принципу – мы вас не трогаем, а вы забудьте про нас. Но про деньги не забывайте.
Реально каждый владелец квартиры должен заключить с нашим любимым ЖЭКом договор, каждый месяц должен подписывать с коммунальщиками акт приема-передачи или акт выполненных работ за календарный месяц. Потому что из «великого» Перечня услуг по содержанию жилых домов и придомовых территорий реально нам, как потребителям, предоставляется от силы 5-6 видов этих самых реальных услуг, но никак не 16.
По всей видимости, у городских коммунальных структур неистребимое желание зарабатывать деньги сводится к простой формуле – ничего делать не будем. А жильцы, когда им сильно надо, пусть сами делают. Контроля со стороны городских властей, как это предусмотрено действующим жилищно-коммунальным законодательством, нет и не будет. Ну, не выгодно это. А проявлять инициативу – себе дороже. Да и никто не оценит этого. Не дай боже, это войдет в привычку, и жители начнут требовать наведения порядка повсеместно.
О реструктуризации
В течение последних двух-трех лет я настойчиво искал ответ: почему же чиновники и деятели от жилищно-коммунального хозяйства так ведут себя беспечно? Ответ оказался прост – потому что существует целенаправленная государственная политика по одурачиванию «буратин». И заключается она в простом механизме – если клиенты не платят, то списывать задолженность не надо спешить. Не надо заниматься и взысканием просроченной задолженности. Ведь если этим гражданам «припечет», - сами придут, и деньги принесут, и будут оплачивать задолженность даже с времен последней антиалкогольной кампании. И срок давности, и срок вредности тут ни при чем. Какая разница, под каким градусом, фокусом содрать эти деньги. Само государство узаконило в нормативных актах порядок реструктуризации этих самых долгов.
Первый раз государство решило реструктуризировать долги на 01.07.2003 г., - понравилось. Второй раз – на 01.12.2006 г., пройдет некоторое время - и еще такой трюк повторят. И так до бесконечности.
Дело в том, что реструктуризировать долги приходят:
- желающие получить субсидию, и им деваться некуда – подпишут договор на любую сумму без ее проверки, лишь бы только дали субсидию;
- в процессе приватизации неприватизированного жилья – точно такие же потенциальные клиенты реструктуризации;
- «счастливые» обладатели вновь купленного или подаренного жилья;
- в других случаях (разводы и раздел имущества, наследование частей квартиры и прочее).
Коммунальщики поняли, что механизм воздействия на потенциальных клиентов есть и законодательно закреплен – Постанова Кабінету Міністрів від 27 червня 2003 р. № 976 «Про затвердження Порядку погашення реструктуризованої заборгованості та внесення поточних платежів за житлово-комунальні послуги», Закон України від 20 лютого 2003 року № 554-IV «Про реструктуризацію заборгованості з квартирної плати, плати за житлово-комунальні послуги, спожиті газ та електроенергію», Закон України «Про реструктуризацію заборгованості за надані послуги з утримання будинків і споруд та прибудинкових територій і комунальні послуги, що утворилася станом на 1 грудня 2006 року».
Поэтому желания менять что-либо в системе учета, начислений и платежей между организациями ЖКХ и населением нет и не будет. Я думаю, что разжевывать разницу между сроком исковой давности и сроками реструктуризации не имеет смысла. Все и так понятно.
А вот ситуация, почему население упорно стремится «попасть двумя ногами» в эту реструктуризацию, запутана и противоречива, усугублена еще и странными обещаниями правительства взамен живых денег проводить взаимозачеты по погашению задолженности неизвестно какой, неизвестно кем начисленной. Здесь проблема одна – что под «шум волны» запишут или нарисуют невесть откуда взявшиеся фантастические или астрономические суммы долгов. И объяснять никто никому ничего не будет. Ведь вам же все равно, - ваши же долги, за ваши деньги.
Вот такая вот арифметика.
Ваш юрист Сергей Стещенко.