Вот уже несколько лет в городе и по всей стране ведутся разговоры о реформе ЖКХ. Цель коренного преобразования отношений в коммунальной сфере благородна - улучшить качество обслуживания населения. Однако, как показывает практика реформ и революций, самую прекрасную идею можно извратить до неузнаваемости и довести до абсурда. Похоже, именно в эту сторону повело наши городские власти. Первым шагом на пути реформы ЖКХ было решено избрать создание Службы единого заказчика - структуры, куда бы поступали все коммунальные платежи, а затем распределялись по службам.
Через “добровольно”, войти в СЕЗ согласились лишь три - ЖЭУ, “Коммунтранс” и горводоканал. Одно это обстоятельство дает основания считать создание Службы нелепой профанацией. Есть и еще одна причина, ведь кто спросил у тех же, коммунальщиков, - готовы ли они дозволить кому-либо собирать свои деньги (платежи)? Справедливости ради отметим, что идею СЕЗ породили вовсе не отцы города. Она была навязана исполкому обладминистрацией в лице чиновников коммунального управления. На простой вопрос, - “почему в таком виде проводится реформа?” - отвечают, - “нас заставляет зам. губернатора Юрий Егорович Хиврич!” Тогда напрашивается второй вопрос, - “нарушать законы и принимать незаконные решения, тоже заставляет Хиврич?” Нет, лукавят здесь городские чиновники. А в Донецке тоже нужны показатели, и тоже нужно отчитываться (в Киев) о проводимой реформе. Поэтому, когда Константиновка отчитывается обладминистрации о проведенной работе, то в детали никто не вникает. Соответственно, валить с больной головы на здоровую на местах стало модно. В общем, всем уже понятно, что в Константиновке СЕЗ создана исключительно “для галочки”. Достаточно сказать, что те же ЖЭО продолжают заключать договора с абонентами не через Службу, а напрямую.
Однако в данном материале речь пойдет не только об абсурдности создания СЕЗ. Дело в том, что вся эта эпопея может привести к парализации значительного сегмента коммунальной сферы города и заведению уголовных дел на ряд высокопоставленных чиновников. В ходе реформы ЖКХ “по-константиновски” были вопиюще нарушены сразу несколько ключевых законов, регулирующих хозяйственные отношения. Разберем их по порядку.
Итак, 20 октября 2005 г. депутаты горсовета приняли решение о создании в городе Службы единого заказчика. Кроме всего прочего, в этом документе была решена судьба ЖЭУ. Его имущество и дебиторская задолженность были переданы на баланс СЕЗ, а кредиторская осталась висеть на ЖЭУ, которое было решено ликвидировать. Не нужно быть сильно грамотным, чтобы усмотреть в этом достаточно топорную попытку властей избавиться от долгов ЖЭУ (или отсрочить их погашение) по зарплатам собственным работникам, налогам, отчислениям в ПФ, за электричество, комплектующие и т.д. Долги населения достались “по наследству” вновь созданной структуре. В то же время отдавать долги кредиторам все равно придется (из городского бюджета), поскольку учредителем (и, стало быть, “поручителем”) ЖЭУ является горсовет, располагающий достаточными ресурсами. Все, чего добились власти, использовав указанную схему, - нарушили закон. Согласно ст. 10 ЗУ “О бухгалтерском учете” и ЗУ № 2181 недопустимо отчуждать имущество и прочие активы предприятия, находящегося в стадии ликвидации. Таковая наступила с момента принятия решения об этом, т.е., 20.10.2005 г. Но, даже, если бы на счетах ЖЭУ и пребывали средства, кредиторы все равно не смогли бы предъявить и удовлетворить претензии. Это можно сделать только после выхода в СМИ официального объявления о начале процесса ликвидации. Письмо Министерства финансов от 14.02.2003 г. просто-напросто запрещает подобные фокусы с материальными средствами предприятий государственной и коммунальной сферы, у которых имеются кредиторская задолженность и проблемная ликвидность. Горсовет, по всей видимости, “забыл”, что является учредителем ЖЭУ и обязан отвечать по долгам любого своего коммунального предприятия. Как видно из решения, принцип “всем, кому должен, я прощаю” - вновь написан между строчек. А ведь бюджетом города-2006 не предусмотрено погашение долгов коммунального предприятия ЖЭУ.
До настоящего времени константиновские ЖЭО продолжают считать и начислять суммы за якобы предоставленные услуги за период с 01.06.2004 г. по 01.04.2005 г. (хотя, за этот период решение горсовета “Об установлении тарифов” признано незаконным и отменено). Колоссальный городской обман - продолжается. Считанные единицы горожан через суд отстояли свое право не платить. Исполком, тем временем, хранит по этому поводу гробовое молчание и не делает никаких выводов. Так что, уважаемые жители, дабы уменьшить обязательства - нужно будет пройти через суд. Добровольно городская власть не желает установить справедливость в отношении платежей. Точно так же, городская власть не желает разобраться с тарифами, идя на поводу амбиций отдельных начальников и начальничков.
Во-вторых, был нарушен сам принцип ликвидации. Согласно ст. 3 и 51 ЗУ “О банкротстве”, нельзя производить ликвидацию предприятия без определения его правопреемников. Согласно Уставу Службы единого заказчика, таковая им не является.
В-третьих, было нарушено священное право кредиторов ЖЭУ (среди которых коммунальные предприятия “Коммунтранс” и “Горсвет”) получить свои долги. После передачи дебиторской задолженности в СЕЗ, выплачивать их нечем. По сути, исполком и депутаты действовали по принципу: “Давайте ограбим Петра, чтобы спасти Павла сегодня”. А завтра будем грабить Павла в угоду Петру?
В-четвертых, городские власти фактически “кинули” работников ЖЭУ. Учитывая большой объем задолженности в Пенсионный фонд, многим из них могут быть не засчитаны солидные периоды трудового стажа, что скажется на размере будущих пенсий.
Наконец, в-пятых, нарушение состоит в том, что начальником СЕЗ был назначен Сергей Небогатиков еще в то время, когда он являлся директором ЖЭУ. Разумеется, с точки зрения законодательства это полный нонсенс. Возможно, это одно из самых мелких нарушений, однако оно показывает правовой нигилизм (или просто, безграмотность?) наших властей.
По данным Минстроя Украины, более 60% жилого фонда Украины было построено до 1970 г. Согласно советским нормам, средняя пятиэтажка рассчитана на 50-летний период эксплуатации (при условии проведения капремонта после первых 25 лет). Это означает, что у нас осталось не более десятка лет, чтобы хоть как-то реконструировать износившуюся инфраструктуру многоэтажек. Однако, если подходить к этой задаче методами властей нашего города, через 10 лет микрорайоны Константиновки превратятся в трущобы Гарлема.
Что касается вреда для рядовых потребителей коммунальных услуг, то он очевиден. Предприятие, ЖЭУ, решением исполкома ликвидировано. Это означает, что и его дочерние организации - ЖЭО, тоже исчезли, как хозяйствующие субъекты. Понятно, что инфраструктура и работники никуда не делись, но жилконторы должны быть перерегистрированы как самостоятельные предприятия. Только после этого они смогут вступать в отношения с абонентами, да и то, не напрямую, а через СЕЗ, предварительно выиграв тендер на оказание коммунальных услуг населению. На практике же “несуществующие” ЖЭО активно понуждают бывших абонентов перезаключать с ними договора (еще и требуя при этом оплату за три месяца вперед). В случае возникновения претензий на их услуги людям даже некуда пожаловаться в юридическом порядке, ведь на бумаге ЖЭО не существует! Да и сам процесс ликвидации напоминает старую лошадь на веревке - “едем - не едем, делаем - не делаем...”
В результате “реформы” в коммунальной сфере города воцарилась полная неразбериха. Издаются документы с печатями как бы ликвидируемого ЖЭУ, а параллельно ходят бумажки с реквизитами новорожденной СЕЗ. ЖЭО (также ликвидируемые, как дочерние предприятия ЖЭУ) живут своей собственной жизнью, заключая договора об обслуживании населения не через СЕЗ, а напрямую. По итогам, потребителю, практически, не с кого спросить за качество предоставляемых услуг. В ЖЭО всегда могут сказать - мы уже юридически не существуем, обращайтесь с жалобами в СЭЗ. Там, в свою очередь, отошлют в ЖЭУ, а в виртуальном управлении скажут, - нас нет, нас давно ликвидировали! Тем не менее, абонентов, как и раньше, понуждают отчислять “квартплату” (“несуществующие” ЖЭО) под страхом отсутствия подготовки многоэтажек к зиме. Это коммунальное дежа-вю (вспомним эпопею с ПРЖО) смахивает на вредительство и мошенничество.
Список нарушений и просто недальновидных действий властей в процессе создания СЕЗ можно продолжать до бесконечности. Чего только стоит заключение договора с “ПриватБанком” об обслуживании коммунальных платежей населения. Эта структура забирала себе до 10% средств, приходящих на счета ЖЭУ, то же самое будет происходить с деньгами СЕЗ. И это на фоне постоянных сетований жилконтор на недостаток ресурсов на ремонты! Хотелось бы узнать, как такое допускает городская комиссия по коммунальному хозяйству во главе с уважаемым депутатом Иваном Ивановичем Козловым?
А еще интересно будет посмотреть на деятельность (или бездеятельность) горрайонной прокуратуры на предмет законности решения горсовета от 20.10.2005 г. № IV/31-664. Нарушения действующего законодательства - налицо, их может не увидеть только совершенно далекий от юриспруденции человек. А значит, все-таки есть надежда, что протест прокурора на вышеупомянутое решение понудит городскую власть заниматься коммунальным хозяйством по-настоящему, а не прятать концы в воду. И тогда мы узнаем конкретные имена доморощенных горе-авторов “реформы ЖКХ по-константиновски”.
Через “добровольно”, войти в СЕЗ согласились лишь три - ЖЭУ, “Коммунтранс” и горводоканал. Одно это обстоятельство дает основания считать создание Службы нелепой профанацией. Есть и еще одна причина, ведь кто спросил у тех же, коммунальщиков, - готовы ли они дозволить кому-либо собирать свои деньги (платежи)? Справедливости ради отметим, что идею СЕЗ породили вовсе не отцы города. Она была навязана исполкому обладминистрацией в лице чиновников коммунального управления. На простой вопрос, - “почему в таком виде проводится реформа?” - отвечают, - “нас заставляет зам. губернатора Юрий Егорович Хиврич!” Тогда напрашивается второй вопрос, - “нарушать законы и принимать незаконные решения, тоже заставляет Хиврич?” Нет, лукавят здесь городские чиновники. А в Донецке тоже нужны показатели, и тоже нужно отчитываться (в Киев) о проводимой реформе. Поэтому, когда Константиновка отчитывается обладминистрации о проведенной работе, то в детали никто не вникает. Соответственно, валить с больной головы на здоровую на местах стало модно. В общем, всем уже понятно, что в Константиновке СЕЗ создана исключительно “для галочки”. Достаточно сказать, что те же ЖЭО продолжают заключать договора с абонентами не через Службу, а напрямую.
Однако в данном материале речь пойдет не только об абсурдности создания СЕЗ. Дело в том, что вся эта эпопея может привести к парализации значительного сегмента коммунальной сферы города и заведению уголовных дел на ряд высокопоставленных чиновников. В ходе реформы ЖКХ “по-константиновски” были вопиюще нарушены сразу несколько ключевых законов, регулирующих хозяйственные отношения. Разберем их по порядку.
Итак, 20 октября 2005 г. депутаты горсовета приняли решение о создании в городе Службы единого заказчика. Кроме всего прочего, в этом документе была решена судьба ЖЭУ. Его имущество и дебиторская задолженность были переданы на баланс СЕЗ, а кредиторская осталась висеть на ЖЭУ, которое было решено ликвидировать. Не нужно быть сильно грамотным, чтобы усмотреть в этом достаточно топорную попытку властей избавиться от долгов ЖЭУ (или отсрочить их погашение) по зарплатам собственным работникам, налогам, отчислениям в ПФ, за электричество, комплектующие и т.д. Долги населения достались “по наследству” вновь созданной структуре. В то же время отдавать долги кредиторам все равно придется (из городского бюджета), поскольку учредителем (и, стало быть, “поручителем”) ЖЭУ является горсовет, располагающий достаточными ресурсами. Все, чего добились власти, использовав указанную схему, - нарушили закон. Согласно ст. 10 ЗУ “О бухгалтерском учете” и ЗУ № 2181 недопустимо отчуждать имущество и прочие активы предприятия, находящегося в стадии ликвидации. Таковая наступила с момента принятия решения об этом, т.е., 20.10.2005 г. Но, даже, если бы на счетах ЖЭУ и пребывали средства, кредиторы все равно не смогли бы предъявить и удовлетворить претензии. Это можно сделать только после выхода в СМИ официального объявления о начале процесса ликвидации. Письмо Министерства финансов от 14.02.2003 г. просто-напросто запрещает подобные фокусы с материальными средствами предприятий государственной и коммунальной сферы, у которых имеются кредиторская задолженность и проблемная ликвидность. Горсовет, по всей видимости, “забыл”, что является учредителем ЖЭУ и обязан отвечать по долгам любого своего коммунального предприятия. Как видно из решения, принцип “всем, кому должен, я прощаю” - вновь написан между строчек. А ведь бюджетом города-2006 не предусмотрено погашение долгов коммунального предприятия ЖЭУ.
До настоящего времени константиновские ЖЭО продолжают считать и начислять суммы за якобы предоставленные услуги за период с 01.06.2004 г. по 01.04.2005 г. (хотя, за этот период решение горсовета “Об установлении тарифов” признано незаконным и отменено). Колоссальный городской обман - продолжается. Считанные единицы горожан через суд отстояли свое право не платить. Исполком, тем временем, хранит по этому поводу гробовое молчание и не делает никаких выводов. Так что, уважаемые жители, дабы уменьшить обязательства - нужно будет пройти через суд. Добровольно городская власть не желает установить справедливость в отношении платежей. Точно так же, городская власть не желает разобраться с тарифами, идя на поводу амбиций отдельных начальников и начальничков.
Во-вторых, был нарушен сам принцип ликвидации. Согласно ст. 3 и 51 ЗУ “О банкротстве”, нельзя производить ликвидацию предприятия без определения его правопреемников. Согласно Уставу Службы единого заказчика, таковая им не является.
В-третьих, было нарушено священное право кредиторов ЖЭУ (среди которых коммунальные предприятия “Коммунтранс” и “Горсвет”) получить свои долги. После передачи дебиторской задолженности в СЕЗ, выплачивать их нечем. По сути, исполком и депутаты действовали по принципу: “Давайте ограбим Петра, чтобы спасти Павла сегодня”. А завтра будем грабить Павла в угоду Петру?
В-четвертых, городские власти фактически “кинули” работников ЖЭУ. Учитывая большой объем задолженности в Пенсионный фонд, многим из них могут быть не засчитаны солидные периоды трудового стажа, что скажется на размере будущих пенсий.
Наконец, в-пятых, нарушение состоит в том, что начальником СЕЗ был назначен Сергей Небогатиков еще в то время, когда он являлся директором ЖЭУ. Разумеется, с точки зрения законодательства это полный нонсенс. Возможно, это одно из самых мелких нарушений, однако оно показывает правовой нигилизм (или просто, безграмотность?) наших властей.
По данным Минстроя Украины, более 60% жилого фонда Украины было построено до 1970 г. Согласно советским нормам, средняя пятиэтажка рассчитана на 50-летний период эксплуатации (при условии проведения капремонта после первых 25 лет). Это означает, что у нас осталось не более десятка лет, чтобы хоть как-то реконструировать износившуюся инфраструктуру многоэтажек. Однако, если подходить к этой задаче методами властей нашего города, через 10 лет микрорайоны Константиновки превратятся в трущобы Гарлема.
Что касается вреда для рядовых потребителей коммунальных услуг, то он очевиден. Предприятие, ЖЭУ, решением исполкома ликвидировано. Это означает, что и его дочерние организации - ЖЭО, тоже исчезли, как хозяйствующие субъекты. Понятно, что инфраструктура и работники никуда не делись, но жилконторы должны быть перерегистрированы как самостоятельные предприятия. Только после этого они смогут вступать в отношения с абонентами, да и то, не напрямую, а через СЕЗ, предварительно выиграв тендер на оказание коммунальных услуг населению. На практике же “несуществующие” ЖЭО активно понуждают бывших абонентов перезаключать с ними договора (еще и требуя при этом оплату за три месяца вперед). В случае возникновения претензий на их услуги людям даже некуда пожаловаться в юридическом порядке, ведь на бумаге ЖЭО не существует! Да и сам процесс ликвидации напоминает старую лошадь на веревке - “едем - не едем, делаем - не делаем...”
В результате “реформы” в коммунальной сфере города воцарилась полная неразбериха. Издаются документы с печатями как бы ликвидируемого ЖЭУ, а параллельно ходят бумажки с реквизитами новорожденной СЕЗ. ЖЭО (также ликвидируемые, как дочерние предприятия ЖЭУ) живут своей собственной жизнью, заключая договора об обслуживании населения не через СЕЗ, а напрямую. По итогам, потребителю, практически, не с кого спросить за качество предоставляемых услуг. В ЖЭО всегда могут сказать - мы уже юридически не существуем, обращайтесь с жалобами в СЭЗ. Там, в свою очередь, отошлют в ЖЭУ, а в виртуальном управлении скажут, - нас нет, нас давно ликвидировали! Тем не менее, абонентов, как и раньше, понуждают отчислять “квартплату” (“несуществующие” ЖЭО) под страхом отсутствия подготовки многоэтажек к зиме. Это коммунальное дежа-вю (вспомним эпопею с ПРЖО) смахивает на вредительство и мошенничество.
Список нарушений и просто недальновидных действий властей в процессе создания СЕЗ можно продолжать до бесконечности. Чего только стоит заключение договора с “ПриватБанком” об обслуживании коммунальных платежей населения. Эта структура забирала себе до 10% средств, приходящих на счета ЖЭУ, то же самое будет происходить с деньгами СЕЗ. И это на фоне постоянных сетований жилконтор на недостаток ресурсов на ремонты! Хотелось бы узнать, как такое допускает городская комиссия по коммунальному хозяйству во главе с уважаемым депутатом Иваном Ивановичем Козловым?
А еще интересно будет посмотреть на деятельность (или бездеятельность) горрайонной прокуратуры на предмет законности решения горсовета от 20.10.2005 г. № IV/31-664. Нарушения действующего законодательства - налицо, их может не увидеть только совершенно далекий от юриспруденции человек. А значит, все-таки есть надежда, что протест прокурора на вышеупомянутое решение понудит городскую власть заниматься коммунальным хозяйством по-настоящему, а не прятать концы в воду. И тогда мы узнаем конкретные имена доморощенных горе-авторов “реформы ЖКХ по-константиновски”.
Анализировал С.Стещенко, юрист газеты “Провинция”.