События этого года очень сильно изменили Константиновку. Мы только успели отойти от ужасов оккупации, попривыкнуть к чертам прифронтового города, освоились с ролью серьезного транспортного узла... Теперь вот город становится еще и прикордонным. Неделю назад «Провинции» стало известно, что город стал местом дислокации подразделения украинских пограничников. Сделав паузу и дав военнослужащим несколько освоиться на новом месте, в понедельник мы поехали пообщаться и разузнать, зачем они здесь и уж не по константиновским ли окраинам пройдет «водораздел» с ДНР.
Военные встретили нас немногословно и сдержанно, но успокоили: разделительная черта по нашим огородам не проляжет, будет значительно дальше.
Подполковник Юрий Антонович Дмуховский разъяснил подробнее: «Вы в курсе, что Минский меморандум о прекращении огня предусматривает создание демилитаризованой зоны в 15 км с той и другой стороны. Вот мы и будем создавать так называемую буферную зону, где погранслужбой будет осуществляться контроль въезда — выезда. Это, конечно, нельзя назвать границей. Но надо иметь какую-то черту между ними и нами, чтобы террористы не могли продвинуться вперед. Ее предел будет зависеть от того, куда будут двигаться войска. Пока все остается как было на момент объявления перемирия. Примерно — граница Константиновского и Ясиноватского районов.
Наше подразделение в городе — это комендатура государственной пограничной службы. Не путать с военной комендатурой. Мы здесь затем, чтобы в этой 15 километровой полосе контролировать перемещение оружия, боеприпасов, диверсионных групп противника, чтобы не допустить их попадания на украинскую территорию. Вот это наша первоочередная задача. Наша деятельность не касается города, а только территории за его пределами.
Пока мы обустраиваем инфраструктуру, и к службе еще не приступили».
Кстати, большого разорения в предоставленном здании бывшего райотдела милиции новоселы не встретили. От летнего двухнедельного стояния там отрядов ДНР остались мешки с песком и большая яма в земле, подозрительно похожая на зиндан (земляные тюрьмы для пленников в средневековой Азии). Впрочем, ее уже засыпали, и теперь там вольер для служебных собак.
Городок наш пограничникам скорее понравился: говорят, нормальный районный центр, спокойный на первый взгляд. Но военные все равно начеку, как и положено. «Мы люди новые, и город нам мало известен, — делится Юрий Антонович. — Я не уверен, что все настроены лояльно. Хотя приняли нас хорошо, люди с угощениями приходят, приносят виноград, яблоки. Детишки прибегают. Приятно то, что многие настроены дружелюбно. Хотя были и неприятные высказывания. Этого следовало ожидать. Обязательно укажите, что мы — государственные военнослужащие. Мы отдельная структура, адекватная, ведь пограничная служба всегда с людьми работает. Нас бояться не надо».
В.Волошко.