Переглядывая прессу соседней России, иногда можно узнать, как обстоят дела у коллег-газовщиков, ознакомиться с их насущными проблемами, а последних там — пруд пруди. С годами обветшали газопроводы, износилось оборудование, все чаще стали появляться утечки газа на подземных трассах. В результате, руководители газовых подразделений, например, в Рязанской области, были подвергнуты уголовному преследованию за халатность в своих действиях. Хвала Богу, у нас еще до этого не дошло, иные подземные газопроводы при вскрытии выглядят как новые... Чаще имеют место утечки в дренажных колодцах, на соединяющих фланцах, на запорной арматуре домов. Случаются пропуски газа на многоэтажных перекрытиях, на входах в жилые дома, и потому профилактика домов выглядит далеко не лишней.
О методах ее проведения говорить не буду, здесь горгазу удается взыскать долги с давно истекшим сроком исковой давности без суда и следствия. Ну а об иных утечках газа в самом горгазе, как ни удивительно, сложилось совсем иное мнение.
Однажды, при объезде газопроводов, бригада получает задание проверить один из отключенных адресов по заявлению соседей. Мастер решает посетить эту улицу в первую очередь. По приезду обнаруживается факт самовольного подключения посредством шланга. Начинаются работы по отрезке подключения. Вышедшие реализаторы ближайшего ларька приветствуют мероприятие: «Отрезайте, отрезайте, а то они самогоном в долг торгуют». Или другой случай. Звено рабочих стройслужбы устанавливает газовый счетчик в частном доме. Хозяйка домостроения сетует: «Устанавливаю счетчик для экономии, а соседи за газ совсем не платят - подключились самовольно». Приехав на базу, рабочие зашли в кабинет мастера — специалиста по этому профилю. Женщина жадно глядела на дорогу в окно, вероятно, ожидая из села продуктовую посылку. Рабочим было рекомендовано составить заявление по форме, подписать свидетелями с указанием паспортных данных и вручить его начальнику горгаза в приемлемое время. Пыл и прыть рабочих сразу угасли, и впоследствии от них уже заявлений такого рода не поступало.
На одном из адресов работнику горгаза для обнаружения нелегального подключения пришлось перелезть через забор. Едва был обнаружен искомый штуцер, откуда-то появилась большая злая собака. «Алабай был зол и намерений своих не скрывал». Чтобы ретироваться со двора целым, работнику пришлось скормить псине весь свой тормозок. Откуда появилась собака — до сих пор остается неясным.
В «черном» списке неплательщиков в горгазе числятся не только частные лица, но и предприятия. Одно время его возглавлял завод стеклоизделий. На просьбы и предписания об оплате - никакой реакции. Последней мерой оставалось приостановить газоснабжение. Оное осуществили посредством закрытия задвижки на входном газопроводе. Только такое мероприятие могло воздействовать на заводчан. Колодец с задвижкой находился возле большой мусорной кучи, насыпанной нашим благочестивым населением, и если бы не замок на люке, - вся эта гадость перекочевала бы в полость колодца, как это случалось на других газовых объектах...
Однажды главный инженер (он сейчас на пенсии), очень толерантный и интеллигентный человек, в коем, наверное, умер великий дипломат, который бы помирил арабов с евреями, а коммунистов с капиталистами, распорядился понизить давление на бутылочный завод по известной причине. Понижение давления задвижкой — очень долгая песня, пришлось, чтобы уложиться в рабочее время, принять экстренные меры, т.е. закрыть подачу газа, а через некоторое время несколько приоткрыть. Давление упало, и, как результат, были положительные действия заводчан по оплате газа. Перекрыть подачу газа полностью не представлялось возможным ввиду подключения на эту же «нитку» хлебокомбината, который исправно оплачивал газовые счета и терпел неудобства незаслуженно, иногда нарушая производственную технологию не по своей вине...
Со временем положение исправили, но далось это не совсем легко и не сразу. У пекарей исчезла головная боль о газе, а у бутылян дела лучше не пошли, те оставались в долгах, как в шелках, и здесь никакой вины горгаза вовсе не было. «Великие» специалисты цеха № 10 (кстати, некоторые из них являлись выходцами из горгаза), совершенно зря посмеивались — мол, в горгазе до сих пор думают, что «творог добывают из вареников». Вскоре их услуги оказались излишними — завод тихо выпускает «последний пар».
В. Козаков.