Интересное мероприятие прошло накануне нового года. Тренинг по прозрачности формирования бюджета провели представители общественной организации «Місцевий розвиток громад», при поддержке «Института освещения войны и мира», реализующие проект «Бюджеты, ориентированные на громаду».
Такие тренинги провели еще в двух городах области — Бахмуте и Дружковке.
Само мероприятие прошло в уютной атмосфере ресторана Евросити,(который, кстати, не заплатил в бюджет ни копейки за забранный в собственность кусок прилегающей земли) учили представителей общественных организаций, финансистов и экономистов города, бухгалтеров, как сделать бюджет открытым.
Лектор — милая молодая женщина Ольга Омельчук — бывший мэр (2010-12гг.) города Нетешина, Хмельницкой области, волонтер, юрист, магистр государственного управления, - четыре часа рассказывала профессиональным бухгалтерам городских бюджетных организаций об инструментах формирования бюджета.
Впрочем, сама идея тренинга была прогрессивной — убедить и научить экономистов и активистов верстать городской бюджет в прозрачном и открытом виде, познакомить с инструментами участия граждан в бюджетном процессе.
«Быть прозрачными сейчас — в тренде городских советов”, — убеждала Ольга Ивановна.
Такая бюджетная идеология сейчас внедряется по всей стране, в помощь ей - изменения в законодательстве и доступ к публичной информации, которое общество получило в последние годы.
Рассказала О.Омельчук и о собственном опыте внедрения такой политики: «Мы даем людям застарелые способы, отчитываясь о бюджетном процессе. Проблема в том, что бюджет не читают даже депутаты, которые его принимают, и, тем более, не читают эти отчеты пересичные люди. Закон и так давно обязывает нас отчитываться, на что тратим бюджетные средства. Информацию нужно доносить доступно, на человеческом языке. Когда мы впервые попытались провести общественные бюджетные слушания в нашем горсовете — никто из горожан не пришел. Сейчас реформа децентрализации многое изменила для местных бюджетов, в частности, установила более справедливое распределение налогов.
В мое время мы только платили зарплату бюджетникам и гасили долги по коммуналке. В 2011 году наш бюджет состоял из голых зарплат, при том, что в Нетешине — Хмельницкая АЭС. Сегодня у громад появились бюджеты развития, местные бюджеты разрешили принимать ранее государственного, у людей появились идеи, а нам есть о чем отчитываться. Когда граждане активны в бюджетном процессе, - они и налоги активнее платят».
В процессе обсуждения - нужно ли советоваться с гражданами, на что тратить бюджетные средства, в частности, в бюджетных предприятиях по благоустройству, - возникла дискуссия.
Начальник финуправления Татьяна Куклис, присутствующая на тренинге, не выдержала «общих мест» и спустила разговор на грешную константиновскую землю:
— Простите, у нас бюджет дотационный, какие могут быть обсуждения? У нас 93,2 % направлены на защищенные статьи. У нас всего около 7% направляется на коммунальную сферу и на прочие расходы бюджета. Очень легко разговаривать, когда на остатках 10-12 млн, как в других городах. А у нас бывает остаток — 42 тыс. грн. Сейчас 3 города области, как и мы, оказались в похожем положении — они немного поднялись при военных. Ушли у них военные формирования, — и налог с доходов уменьшился. Децентрализация им позволяла их получать.
Опять же, по децентрализации нам в бюджет местный не вернули почему-то 75% подоходного налога, а оставили 60. Сейчас эти 3 города нам звонят, им советуют в области, позвоните к Константиновку, узнайте, как они выживают. Легко рассуждать о слушаниях, когда бюджет наполненный. У нас сейчас тоже более-менее доходы приближены к расходам. Но за счет делегированных полномочий нам передали оплату энергоносителей, у нас медикаменты не входят в перечень программы «Добрі ліки», мы должны за счет своего бюджета финансировать.
Везде звучит 13% перевыполнение бюджета в сравнении с прошлым годом, мы получили какие-то дополнительные средства, но у нас увеличились расходы на энергоносители и лекарства. Мы ничего не можем обсудить с общественностью, потому что нет ничего лишнего, негде разгуляться.
— Так об этом и надо говорить с общественностью. Наша задача - правильно рассказать людям о бюджете, а не обязательно похвастаться его перевыполнением, - посоветовала Ольга Омельчук.
— Мы не можем каждый раз собирать общественность, нам работать некогда будет, - испугались экономисты.
— В этом году при наших собственных доходах и сборах в 205 млн, у нас были затраты на дороги, на жилой фонд. Чтобы мы не тратили наши деньги, исполком проводит роботу, и в области нам пошли на встречу, дали 96 млн на капитальные расходы... Это большое подспорье, когда областной бюджет нам помогает, - продолжала жаловаться Т.Куклис. И услышала в ответ:
— Когда областной бюджет помогает, это с моей точки зрения, — манипуляция. Не должно быть механизма, чтобы через них получать деньги. Они должны полностью аккумулироваться в громадах. Это остаточный синдром, который будет убран со временем, - огорошила Ольга Ивановна.
— В этом году через ДФРР (Держфонд реконструкции и развития) у нас идет реконструкция роддома. С переходом на 2019 год — 16,6 млн. 10% - участие города, - возражали городские экономисты.
— В новом году планируется, что ДФРР изменит процент участия местных бюджетов, они составят 50% от стоимости проектов (Ну все, остались мы без проектов — общий вздох в зале).
— У вас проблема, как и в других населенных пунктах, — производство закрылось и стоит. Не из чего собирать, - пояснила Ольга Омельчук. - Сейчас проблема основная - привлечение инвестиций. Есть примеры, когда инвесторы появляются случайно. У нас есть объединенная тергромада, небольшая, они привлекли инвестора в прошлом году. Он появился случайно, только потому, что женился на местной жительнице. Девушка была активистка, работала в молодежном совете, ездила на стажировку, поднимать уровень демократизации в обществе, и познакомилась там с будущим мужем, который стал инвестором села. Хотя это не обязательный рецепт…
— У нас сегодня здесь война и никаких инвестиций ждать не приходится, — добавил пессимизма активист Александр Меланченко. — У нас сегодня просто нет кредитования, ни один банк украинский не кредитует, какой может сюда прийти инвестор? Я везде говорю, на городском и областном уровне, - нам необходимы государственные заказы для военных в Донецкой области (от шитья белья до питания и ремонтов техники). Во всем мире за военные базы люди держатся, так как за их обслуживание платят хорошие деньги. А у нас местным не заказывают ничего.
Мы заказываем черт-те где. Мы должны дать заказы местным, иначе города умрут и люди разъедутся... Мы начинали все эти строительные проекты — к нам приехали из Житомира, отовсюду, кроме местных строительных фирм. И все равно строили все местные, на субподряде, только приезжие видели 100 миллионов, а наши строили за миллион…
И все же у меня тренинг оставил позитивное восприятие. Как будто в затхлый воздух нашей “квартиры” свежий ветер ворвался. Ветер перемен...
В.Волошко