Лично знаком с константиновцами, которые гордятся и чрезвычайно радуются открытию в нашем городе новых и новых супермаркетов, заправок, церквей. Да, реально это украшает Константиновку. А раньше «грудь наливалась гордостью» от новых труб, цехов, коробок многоэтажек, типовых ДК и т.п. Но задумывались ли вы о том, что трубы, церкви, «ОККО» и т.п. есть во всех городах? А что неповторимого есть у нас?
Поверьте, в Констахе есть нечто, что у других отсутствует, что делает наш город неповторимым, а от этого еще более любимым. Правда, эта неповторимость постепенно исчезает. Причем как-то незаметно, без протестов и возмущений. Может быть, это наша любовь к родному городу такая – тихая («молчать в тряпочку») и бездейственная?
Это уже на моей памяти (я приехал в город в начале 2-тысячных) «канули в небытие»: бесценный с точки зрения искусства (под Ривейру) барельеф "Восемь работающих" на общежитии цинкового завода (перекресток Молодежная-Левобережная), фонтан на центральной площади, граффити на химзаводе "Индустриальный апокалипсис", само уникальное молодежное общежитие на ул. О.Тихого (Слава Богу скульптуры, благодаря Д.Штагеру и его команде, удалось спасти), разбирают последние кирпичи с бельгийского здания у парка Химиков, в котором был реввоенсовет, да и сам ДКХ (не забыли эту аббревиатуру?) «приговорен к уничтожению». Благодаря бдительным горожанам удалось спасти от разрушения одну лучших мозаик мозаичного комплекса, посвященного покорителям вселенной.
И вот последние новости — кто-то разбил невероятную по композиции и пророчеству художника картину на остановке "Юбилейная" что на стекольном заводе (сейчас "Гласкомерц»).
Почти 15 лет назад мы писали в «Провинции»:
«Сотни и тысячи раз проходили и проезжали горожане мимо этого художественного произведения, вглядывались в странную композицию, где на фоне очертаний разрушенных заводов, из болотного вида водоема, как джин из кувшина, выпорхнул зеленый листок, из которого в нас вглядывается большеглазая блондинка. Раньше, на месте цветка, в центре композиции был изображен ребенок. Но, говорят, после того, как остряки написали под картиной «Погуляла с водолазом», ребенка пришлось закрасить цветком… Картину эту в начале девяностых написал Анатолий Васильевич Чумаков, старший художник стекольного. Аматор всю жизнь проработал на «стекольном», вплоть до 1995 года, когда поехал в командировку под Мариуполь, где пропал без вести... Кстати, оставшийся чугунный танкист на обелиске памяти павших в Великой Отечественной, что в сквере у железнодорожного вокзала, его рук дело… Мастера нет, но его произведение на остановке осталось. По мнению сына автора, эта работа оказалась пророческой. Разрушенные остовы заводов, нарисованные на заднем плане, во время ее создания еще не существовали. Тем более не существовали болота первого плана, которые теперь сплошь и рядом создают порывы водопроводных и канализационных сетей. Но художник, кстати, тяжело переживающий развал производства и распад Союза, это уже предвидел и оставил всем нам, как некий символ и знак нашего города и времени...».
Тогда в статье мы просили городской отдел культуры внести эту картину в памятники культуры и взять под охрану.
И сейчас продолжаем просить не дать уничтожить, то что осталось – вот-вот порежут трамвайчик у трамвайного депо, памятник 13-ти расстрелянным, памятник рабочим на цинковом и т.п.
Нас просят «не сгущать краски». Может и правда, тем более если это никому не надо?
В.Березин