Как призрак из прошлого, на подъездах городских многоэтажек недавно появились свеженькие объявления за подписью давно канувшего в Лету динозавра городской коммуналки — ПРЖО с требованием вернуть долги за якобы оказанные предприятием жилищно-коммунальные услуги, включая подачу тепла, электричества, газа и вывоз мусора. Свою производственную деятельность предприятие, учредителем которого некогда был городской совет, прекратило еще в начале 2000‑х, передав бразды правления госсектором ГКП «ЖЭУ». В 2005‑м, когда город таки набрался смелости ликвидировать нерентабельное предприятие, банкрот отрастил более чем трехмиллионный долговой хвост. Но, благодаря решению горсовета, часть долгов перед предприятиями-поставщиками коммунальных услуг сумели погасить автоматически: в один день, договорившись с налоговой, ПРЖО без ведома своих бывших абонентов, списало все существовавшие на их лицевых счетах переплаты. Часть из них пошла на погашение долгов перед Теплосетью, Коммунтрансом и другими службами, часть людям попросту «простили». Причем, делалось это на усмотрение руководства ПРЖО. Говорят, что «своим» взаимозачетом списывали долги за счет совершенно посторонних абонентов (умерших, выехавших и т. д.).
Черный список мертвой коммуналки
Прошло семь лет с тех пор и бессмертное ПРЖО снова напомнило константиновцам о своем существовании, о неотвратимости возмездия за долги перед ушедшем в мир иной предприятием. Мол, здравствуйте, не желаете ли оплатить должок-с на наш счет? Мы вам его все еще не простили… Обеспокоенные приветом из прошлого люди забили тревогу и стали звонить по указанным в объявлении телефонам: анонимный женский голос в трубке сообщал, что сегодня предприятие проходит процедуру банкротства. По заданию ликвидатора Руслана Кравченко оставшиеся работники в поте лица подчищают оборотную ведомость ПРЖО — взывая к совести должников посредством объявлений, встреч в общественных приемных действующих ЖЭКов и здании конторы «Службы единого заказчика». Мол, на 9,5 тысячах лицевых счетов их бывших абонентов по сей день зависла задолженность в три миллиона гривен, и если сегодня люди ее не погасят, то эта немыслимая сумма повиснет камнем на шее у ныне здравствующего, но тоже нерентабельного «СЕЗа».
В исполкоме и в самом СЕЗе о подобных намерениях слышат впервые, а угрозы получить в наследство миллионные долги называют блефом: «Служба единого заказчика никоим образом не связана с ПРЖО, и тем более не является правопреемником этого предприятия по кредиторской задолженности населения». Кстати, эту самую задолженность еще в 2009‑м предприятие безуспешно пыталось продать, но на это предложение не клюнул ни один коллектор.
Без лоха и жизнь плоха
Кроме того, чтобы быть уверенным, что платишь свои, а не чужие долги, надо, как минимум, иметь в наличии квитанции об оплате за тот самый 2005‑й год. Именно в них отображались данные по тому или иному лицевому счету. Но срок хранения таких документов всего три года! Сотрудница ПРЖО в телефонном разговоре сообщила нам, что свою базу данных предприятие давно «погрузило на грузовик и вывезло… видимо, в неизвестном направлении. Поэтому сделать сверку теперь она может только через «ПриватБанк», если получится, конечно. Но никаких гарантий, естественно, не дает. Именно в этом учреждении еще в 2000‑м создали общегородскую базу абонентов коммунальных организаций, которая по сей день ведет учет коммунальных платежей всего города, но копии платежек здесь начали делать только несколько лет спустя после закрытия ПРЖО.
Как утверждают юристы, шансов получить бородатые долги у ПРЖО практически нет: срок исковой давности по ним истек, а расходы на получение судебного приказа — больше, чем суммы самого долга. Поэтому платить практически несуществующему предприятию по просроченным долгам, скорее всего, будут только мазохисты или лохи.
Подготовила О. Панина.
P. S. Кстати, как сообщила представитель ПРЖО в 4‑м ЖЭКе, по заявлению «переплатившего» абонента его деньги и сегодня можно перекинуть на другой лицевой счет, по которому числится долг перед тем же ПРЖО. Толку от этого, правда, мало, но квитанция все же почище будет.