В последний день января город пережил аномальную активность странных личностей, представлявшихся волонтерами-социологами. Группками и по одному они заходили в дома, подъезды и учреждения, и предлагали принять участие в некоем опросе. Особой настырности не проявляли, более того, при малейшей попытке выяснить подробности, покидали придирчивых респондентов. Все это, само собой вызвало у горожан недоумение и вопросы, которые они понесли в редакцию вместе с описанием личного опыта общения с загадочными “добровольцами” от науки.
“На прошлой неделе, в четверг, в дверь моей квартиры позвонила незнакомая женщина с кипой каких-то листов в руках. Поздоровалась и спросила, не хочу ли поучаствовать в социологическом опросе. На вопрос, какое именно из социологических агентств она представляет, ответила туманно: “Это все из Киева, киевское агентство”. Представляться или предъявлять какое-то удостоверение тоже не стала, сказала, что она — волонтер. Цели этого мероприятия “социолог” назвать не смогла. Настойчивые вопросы, видимо, сбили ее с толку, так что мой отказ от такого опроса она восприняла с явным облегчением и поспешно спустилась на другую площадку. Я потом пожалела, что не согласилась, так как какие именно вопросы она могла задать, не знаю. Могу предположить, что они касались бы, в основном, моих данных и состава моей семьи. Кто живет, какой возраст и т.д. В последний раз такие вопросы мне задавали давно, лет десять назад, когда в городе были очередные выборы. Почему-то опросы такие делают только в связи с предвыборными мероприятиями. Кто все эти люди и что им на самом деле нужно?”
Такой вопрос нам задала одна из жителей города. Добавим, что схожий эпизод в тот же день пережил и сотрудник редакции — журналист В.Березин, который колоритно и лаконично описал это на своей странице в ФБ: “Сегодня с утра, когда в редакции были только девчата-сотрудники, зашла тетка и спросила: “Вы не хотите поучаствовать в ВОПРОСЕ про ЧЛЕНСТВО в ЕС?” Увидев, что не вызвала одобрения, сказала: “Значит не хотите” и здры..нула”.
В возникшей в ленте дискуссии комментаторы предположили, что таким образом собираются паспортные данные. В качестве иллюстрации участниками сообщества был приложен лист анкеты, где после вопросов об участии в выборах и отношении к П.Порошенко по пятибалльной шкале, действительно предлагалось указать личную информацию: Ф.И.О., возраст, почтовый адрес и телефон.
Вопрос, что означают эти “телодвижения”, откровенное нарушение законодательства или просто сомнительную ситуацию, мы адресовали Анастасии Прокопенко, областному координатору общественной организации “Опора”, занимающейся мониторингом избирательной кампании.
— Это, скорее, сомнительная ситуация, — считает Анастасия. — На тот момент претендент еще не являлся зарегистрированным кандидатом, так что формального нарушения не вижу. Но в первом случае непонятно, в чью пользу ведется это анкетирование. Целей исследования они не заявили. Все социологи-волонтеры должны четко объяснить, какую из социологических служб они представляют, назваться, показать удостоверение. И соцопросы обычно ведутся анонимно. Скорее всего, так штабы пытаются определить реальную картину, с какими избирателями им придется иметь дело — их число, возраст, предпочтения, профессии в конце-концов. Хотят понять, как им лучше строить агитационную кампанию. Это больше касается самих людей, им самим нужно решать, кому и для чего они предоставляют информацию о себе. Если соглашаетесь, будьте готовы к тому, что ваши персональные данные будут использоваться.
В.Волошко