Пусть не забудется вовек,
что сделал в дни войны обычный человек,
какой бы национальности он ни был!
«Сей малороссийский народ и зело умен, и зело лукав: он, яко пчела любодельна, дает российскому государству и лучший мед умственный, и лучший воск для свещи российского просвещения, но у него есть и жало. Доколе россияне будут любить и уважать его, не посягая на свободу и язык, дотоле он будет волом подъяремным и светочью российского царства!» Этим словам Петра I, из исторического романа Д. Мордовцева «Тень Ирода» (конец 19-го века), я нашла подтверждение, когда решила изучить биографии тех, кто стоял у истоков космической ракетной техники. Как я выяснила, большинство создателей легендарной техники имели украинские корни и внесли выдающийся вклад в развитие космической науки в ХХ веке.
Первопроходцем в этом деле был инженер-артиллерист, генерал-лейтенант артиллерии, конструктор ракет и пионер использования их в военных целях. – Засядько А.Д. (Полтавская губерния, из семьи родовитого казака). Далее Кибальчич Н.И. (Черниговская губерния) — за несколько дней до казни, в 1881 году разработал первый в России оригинальный проект летательного аппарата, способного совершать космические перелёты. А Ю.В. Кондратюк (Полтава) – теоретик космонавтики, написал в 1929 году книгу "Завоевание межпланетных пространств", в которой изложил последовательность первых этапов освоения космоса — было предложено использовать для снабжения спутников на околоземной орбите ракетно-артиллерийские системы (реализовано только сейчас в виде транспортной системы «Прогресс»).
Всем нам известный пионер освоения космоса, советский конструктор первых ракет-носителей Королев С.П. — родом из Житомира. А конструктор первого в мире электротермического ракетного двигателя Глушко В.П. — из Одессы. Решетнев М.Ф. (Одесская область) так «снабдил» космическое пространство спутниками, что до сих пор успешно работающие на орбитах Земли «решетневские» спутники составляют 60% от всех функционирующих в России. И наконец, главный конструктор команды, создавшей орбитальный корабль Буран – уроженец Киева Г.Е. Лозино-Лозинский. Главный конструктор «Танкограда» — Николай Духов, родом с Полтавщины. Знаменит тем, что провел коренную модификацию танков Т-34 и создал в конце 2-й мировой войны самый мощный тяжелый танк ИС-2. Под его руководством и при самом активном участии была завершена конструкторская проработка первой советской атомной бомбы. Потом была и вторая и шестая. На его родине установлен бронзовый бюст. Знал бы он, что в 2014 году его наследием и разработками будут угрожать друг другу живущие на планете Земля. И вряд ли все эти ученые с украинским прошлым работали, не покладая рук, для того, чтобы была бесконечная война. Скорее всего, они работали над безопасностью Отечества своего, над тем, чтобы мы могли осваивать мирный космос, а не воевать друг с другом, используя ракетно-зенитные комплексы, танки и другую тяжёлую технику.
Ещё год назад я скорее поверила бы перспективе, что у меня во дворе приземлятся марсиане, чем тому, что в Константиновке прогремят взрывы и прозвучат настоящие автоматные очереди. Ведь мы по своей сути миролюбивый народ, мы единственная в мире страна, которая добровольно отказалась от третьего в мире по величине ядерного арсенала. Что с нами случилось? Что сейчас, в преддверии 9-го мая, чувствуют Ветераны? Смогут ли они в этот День прийти к памятникам и почтить память погибших? Сможем ли мы сказать им спасибо за 69 лет мирной жизни? И сможем ли мы смотреть им в глаза? Каково им сегодня наблюдать, как воюют друг с другом их внуки? Они защищали свою Родину и умирали за Родину! А за что умирают сегодня? За перераспределение рынка сбыта газа и нефти и за передел сфер влияния?
Что для меня значит День Победы, для меня, родившейся через 23 года после войны? Какое я имею к нему отношение? Для меня это очень важный день воспоминаний моего детства. Когда мне исполнилось 9 лет, меня приняли в пионеры. Но не традиционно 22 апреля, а почему-то решили перенести это мероприятие на 9-мая. Галстуки нам повязывали ветераны войны. Я не помню слов выступающих на митинге партийных работников того времени, не помню слов выступающих у микрофона ветеранов, но я помню момент, когда ко мне подошел человек, грудь которого была увешена таким количеством орденов и медалей, что у меня перехватило дыхание. Жив ли он сейчас? Он мне сказал, повязывая галстук: «Береги, деточка, и люби нашу Родину, и пусть этот галстук напоминает тебе, сколько крови мы пролили за твою свободу!». Это меня настолько эмоционально потрясло, что если бы меня спросили о людях, которые существенно повлияли на моё мировоззрение, – я назвала бы в числе первых и этого ветерана, потому что он смог одним своим предложением «привить» бесконечную любовь к своей земле и гордость за подвиги моих дедушек.
Мои родители – дети войны. Мама, родившаяся в 1940 году, помнит, как они детьми бегали смотреть на немцев, хотя им и строго-настрого запрещали. Папа ничего не помнит, так как родился в 1944 году, и со слов бабушки — под бомбёжкой в лесу. Одна из бабушек была угнана немцами в 16 лет в Австрию — работала у фермеров, и практически пешком после Победы возвращалась домой в Хмельницкую область. Все мои дедушки и их братья воевали, но не все вернулись живыми. И такая ситуация была и есть почти в каждой семье. Так что рикошетом нам всем от войны досталось. Как достанется и от той войны, которая идет сейчас, потомкам всех тех, кто погиб, с какой бы из сторон они не воевали. Главные вопросы моих родителей каждый раз в разговоре по телефону: «Ты не голодная? Есть ли у тебя что кушать?» Конечно же, эти вопросы родила послевоенная разруха сороковых годов. Но, похоже, скоро такая разруха доберется и до нас, если у нас не хватит ума остановиться.
Дорогие Ветераны, Участники и Дети войны! Примите огромную благодарность и низкий поклон за 69 мирных лет! Спасибо вам за то, что верили в себя, в свою страну и в победу! Спасибо вам за то, что вы показали пример объединения, а не разъединения всех национальностей! И простите нам то, что мы не смогли сохранить мир, завоеванный вами такой ценой! Простите нам то, что мы молчали, соглашались, подчинялись и разъединялись по чьим-то просьбам, угрозам и приказам! Простите нам то, что мы перестали верить в себя и стали беззаветно верить телевизору! Простите нам то, что вспоминаем и почитаем вас только в этот день. А сможем ли мы простить друг другу разные взгляды на жизнь и войну на наших улицах, — покажет время...
Людмила Таргонская.