Беженцев с каждым днем все больше

Опубликовано admin - Aug 31

Наверное, Константиновка и ее жители, теперь просто должны «отрабатывать» перед Судьбой свое невероятное везение. За то, что пока удалось уцелеть в этой кровавой мясорубке, обойтись без артналетов и бомбежек. Теперь наш маленький городок стал желанным убежищем, «райским» уголком мирной жизни с водой, светом и связью для сотен людей, бегущих от войны. И их становится больше с каждым днем.

По информации главы городской комиссии по временным переселенцам, начальника УТиСЗН Светланы Зубахиной, на прошлую пятницу, 15 августа, в Центре учета бездомных лиц зарегистрировались 553 беженца, в их числе 151 ребенок. Большая их часть, около четырех сотен, устроились на квартирах или у родственников, в самом центре сейчас живут 58 человек. Еще 21 временного переселенца расположили в отделении терапии второй больницы, остальных 14 приютили городские общежития.

Это только те, кто поселился в Константиновке, общее же число переселенцев, прошедших через нас транзитом и разово обратившихся за помощью, подкатило к тысяче. Луганск, Донецк, Харцызск, Енакиево и т.д. — город дал приют чуть ли всей «географии» АТО.

Константиновцы — и горожане, и жители района, оказались отзывчивыми людьми, помогают старательно, особенно детям. Несут одежду, средства гигиены, продукты, детские велосипеды, коляски, памперсы. В прошлое воскресенье одна из протестантских общин с Западной Украины привезла полезный и, несмотря на сезон, дефицитный продукт — овощи. Благодаря их общим усилиям раз в неделю каждой переселенной семье выдают скромный продуктово-вещевой минимум: крупы, «борщевые» наборы, некоторые средства гигиены. Обитатели больницы и центра учета бездомных лиц получают ежедневное трехразовое питание. 

Жизнь скитальцев, разом потерявших все, медом не назовешь, но константиновцы пытаются организовать гостям поневоле хоть какие-то простые радости. Недавно на Маккавея окрестили нескольких детишек переселенцев в Свято-Николаевском храме. Приход устроил небольшой обед, подготовил почти домашний праздник, накормил гостей лакомствами и, что важно, после развез гостей по домам. У Центра оборудовали небольшую детскую площадку, собираются построить душевую и санузел на улице, чтобы всем хватило места.

Соцработникам почти удалось решить вопрос взаимоотношений беженцев и городского транспорта. При помощи властей из перевозчиков удалось «выжать» устное обещание возить беженцев в автобусах бесплатно, по справке беженца. Правда, как говорит директор Центра учета бездомных лиц Ольга Красикова, в реальности эти поездки часто оборачиваются конфликтами с водителями, этих же перевозчиков, которые и своих-то льготников давно «не празднуют». Чаще всего они заканчиваются тем, что находится добрая душа, которая оплачивает проезд вынужденных переселенцев, у которых элементарно нет денег. То ли еще будет, когда проезд в маршрутках подорожает... 

По оценкам социальных служб, поток людей только растет. «Честно говоря, ресурсы города уже начинают иссякать, — говорит начальник городского УТиСЗН Светлана Зубахина. — Но мы не можем отвернуться от людей в такой ситуации. Что касается соцвыплат, то проблем с ними у беженцев нет».

Проблема из проблема на сегодня — это жилье. В центре, общежитиях и больнице мест больше нет. Беженцам советуют искать жилье самостоятельно, и уж потом регистрироваться в центре. Но в жилом секторе маленькой Константиновки тоже почти не осталось площадей для расселения. Прибывающие люди лихорадочно ищут кров. Всего неделю назад эвакуирующиеся дончане, подыскивая жилье, интересовались условиями, меблировкой, пытались торговаться, но теперь комфорт уже мало кого интересует, часто не спрашивают даже мебель, найти бы хоть какой-то ночлег. Недавно хозяева-частники запрашивали до 2000 грн за любой «угол», но и таких вакансий почти нет. Хотя, по словам О. Красиковой, в начале «большого переселения» многие константиновцы предоставляли беженцам жилье даром. В любом случае, соцслужбы принимают заявки от всех граждан, кто готов расселять людей у себя.

Пока редко кто из переселенцев, мечтающих поскорей вернуться домой, по настоящему интересовался работой. Теперь начинают искать возможности трудоустроуства, но пока никто не знает, даже как подступиться к этой проблеме...

Еще одна сложность вырисовывается с приближением сентября. Детей-переселенцев скорее всего придется устраивать в местные школы. Таковых на сегодня насчитывается уже 135 человек. Впрочем, в этом случае все чиновники наперебой обещают, что принять в школы детей-беженцев город сможет без проблем.

Конечно, взаимодействие такого большого числа незнакомых, издерганных,отчаявшихся людей, измученных бомбежками и страхом, не обходится без конфликтов. О.Красикова жаловалась на то, что некоторые беженцы ведут себя грубо, требуют к себе повышенного внимания и каких-то особых благ. Дошло до того, что на одного из переселенцев, весьма конфликтного по поведению, соцработники даже написали заявление в милицию, за вопиющую грубость. По словам Ольги Алексеевны, он выбрал на редкость неудачное время для возмущения слишком скромным продпайком — в момент регистрации почти 130 беженцев. «Некоторые люди не понимают, что им помогает не государство, а простые граждане, не понимают или не хотят понять: все, что мы можем дать им, — благодаря помощи людей». На эти негаразды накладываются еще и сомнительные «сборщики пожертвований», аферисты, шастающие по дворам, и недобросовестные земляки, «косящие» под беженцев, жаждущие продовольственной и вещевой дармовшины. 

«Все это — пена, всплывающая во время таких человеческих катаклизмов...», — вздыхает Ольга Красикова.

Большинство беженцев, сведенные вместе войной, переживают эти испытания с достоинством. Люди стараются держаться вместе, общаются, помогают, находят среди товарищей по несчастью друзей и даже кумовей. Новорожденная малышка, двухдневным младенцем «убежавшая» с мамой из разбомбленного роддома Горловки в середине июля, растет хорошо. Две новых будущих мамы-переселенки уже лежат в нашем роддоме, готовясь подарить семье, стране и приютившей их Константиновке новых граждан. Жизнь продолжается.

В.Волошко.