Разными бывают жизненные ситуации. Иногда такое заведение как Центр учета бездомных лиц человек воспринимает как желанное и спасительное место. Но, увы, малодоступное.
В редакцию пришел человек с просьбой — «помогите устроиться в Центр для бездомных, а потом подать заявление на прием в дом престарелых».
Ситуация у Аркадия (назовем его так) и правда, — не позавидуешь. Пенсионер, кажется, не самый благополучный, он лишился дома лет пятнадцать назад. Долго был на заработках, а когда вернулся, обнаружил, что дом разобрали на кирпич, даже печки не оставили.
Вместе с гражданской женой — переселенкой, он, как говорит, оказался в рабстве у «добрых людей». Они предоставили ему дом, выправили паспорт (а пенсию он получал и раньше). Все это чтобы работал по хозяйству, которое расположено в жилище «доброхотов» и, по его словам, не маленькое. Года два назад добрые люди отобрали паспорт, а потом и пенсию, которую приносит почтальон. Денег на еду не дают — готовит исключительно хозяйка-«рабовладелица».
— Я ей говорю, отдайте деньги, мы сами себе приготовим то, что хотим — не дает. Голосовать идти — не дали паспорт, говорят — мы не идем и вы не ходите, — рассказывает Аркадий.
В полицию было пошел, но без заявления, так что там погоняли по кабинетам и заниматься его делом не стали. В центр учета бездомных лиц Аркадий с женой хотели устроиться, потому что уверен — как только он попытается «выцарапать» всю пенсию и документы, а как это сделать он и сам не знает, т.к. просто так документы отдавать не хотят, — его тут же выставят из дома, а жить — негде. Но там ему отказывают.
Ольга Красикова, директор Центра учета бездомных лиц и дома ночного пребывания:
— Я не могу поселить в Центре этого человека. Начнем с того, что он приходил к нам несколько раз — всегда на подпитии и ругался (что сам пенсионер отрицает — ред.). Но важно другое — я не имею право его поселить в центре. По закону, если человек пенсионер и получает пенсию, он должен сам позаботится о своем жилье, снять его. По Постановлению Кабмина, мы можем взять одиноких пенсионеров с дальнейшим их поступлением в интернат для престарелых. Находиться они могут в течение полугода (для восстановления документов, пенсии, а молодые — для трудоустройства). Далее они должны входить в социум, снимать жилье, адаптироваться к жизни.
Центр — не общежитие. Тут ключевое слово одинокие. А у человека есть дети, взрослые. Так что устройство в интернат тоже отпадает. По закону даже наличие внуков, если детей уже нет — лишает человека права на устройство в интернат. В общем, человек не подходит под категорию наших подопечных, но рвется сюда и ругается, задирается с сотрудниками.
Мы предлагали Аркадию следующий выход — поставить его на учет Центра бездомных без проживания и организовать социальное сопровождение при возвращении документов — с заявлением в полицию, и управление Пенсионного фонда наши сотрудники идут вместе с ним. Главное — вернуть документы, а потом с ними обратиться в ПФ. Он может заблокировать пока выплату пенсии до возврата паспорта, после — получать пенсию лично, например, на почте. Но он меня послал, буквально. А без самого человека представлять его интересы в структурах я не могу. У меня сложилось впечатление, что он просто хочет жить в Центре без каких-либо хлопот и все...
Это не первый случай, бывает люди идут на обман, пытаясь устроиться в дом престарелых. Один мужчина (без имен, ладно?) у нас так уже переоформил документы в интернат, а потом у него обнаружилась семья и дети в другом городе... и ничего не вышло. Правда, потом его взяла под крыло религиозная организация и теперь он бросил пить, у него, насколько мне известно, все хорошо.
В настоящий момент одна из одиноких наших подопечных ждет распределения в интернат, недавно туда определили другого нашего мужчину, он слепой.
Есть еще интересный случай — женщина 80 лет, без дома, паспорта и пенсии, инвалид детства. Теперь уже у нее есть социальная пенсия, с которой она, живя у нас, пытается накопить себе на приобретение жилья. Уже есть определенная сумма, небольшая. Но жилье подыскиваем ей в Торецке, там оно дешевле из-за близости линии разграничения. Договорились о личном транспорте с батюшкой, отцом Виталием, настоятелем Греко-католического храма, скоро повезем ее смотреть вариант, если понравится, будет оформлять куплю-продажу.
В. Волошко