Капитализм в действии недавно испытали на себе константиновские «наемники», которых с легкой руки местной «биржи труда» завербовал частный производитель кирпича и прочих нужных стройматериалов из соседнего Ясиноватского района. С учета Центра занятости вчерашних безработных сняли с удовольствием: кормить лишних нахлебников за средства фонда не нужно, да и условия труда иногородние работодатели предлагают отменные. Фирма‑то приличная, и не стесняясь пиарит себя на каждом столбе по сей день! Высокая зарплата, полный соцпакет и бесплатная доставка транспортом предприятия до места работы — чего еще желать среднестатистическому константиновцу, тем более во время кризиса.
Так думали и новоиспеченные трудяги, но уже через месяц начальство показало им свое истинное лицо. Говорят: свою первую высокую зарплату за май выбивали с боем. Молока за вредность никто и никому не наливал, а о спецодежде, производственных травмах и прочих «барских замашках» пролетариату пришлось и вовсе забыть, как, впрочем, и о половых различиях. Признаются: и делать, и грузить кирпич мужчинам и женщинам приходится на равных. Тем более, что условий колдоговора и прочих гарантийных документов никто из тридцати работников с константиновской пропиской и в глаза не видел.
«С тех пор живые деньги мы видели только два раза: в июне, когда получили половину зарплаты, и 31 августа. Тогда нам дали по 200 гривен — чтобы детей собрать в школу, — рассказывают рабочие. — О коммунальных платежах и заготовках на зиму пришлось забыть. А все претензии в свой адрес руководство пресекает самым жестким образом. Восстания непокорных гасят вооруженные охранники, которые обещают вышвыривать людей за ворота, чтобы пешком возвращались в Константиновку (а это 60 километров). За забастовку и невыход на работу угрожают уволить по статье. В общем, держат нас там за рабов. А в конце недели вообще обещают погасить вторую печь и отправить всех в бесплатные отпуска, как это бывает у них каждую осень. Хотя при трудоустройстве о том, что работа сезонная, никто даже словом не обмолвился».
Насладившись прелестями обещанного рая, недовольные люди начали толпами бежать с тяжелого морально и физически производства, но и это оказалось не так‑то просто. Говорят, на расчет (без выплаты компенсаций и долга по зарплате) принимаются только заявления с формулировкой «по собственному желанию», другие просто игнорируют. А с таким «диагнозом» в трудовой вернуться на учет в Центр занятости и получать хоть какие‑то копейки по безработице и вовсе не светит. Причин подобного отношения работники не понимают: «Готовой продукцией забиты все склады. Ежедневно мы отгружаем по 11‑12 фур кирпича, а это в среднем — полмиллиона гривен…»
Но искать защиты константиновским «остарбайтерам», как оказалось, не у кого. В Центре занятости только руками развели, мол, сами туда устраивались, теперь сами свои проблемы решайте. После коллективного обращения городской штаб ПР отзвонился и посоветовал работягам жаловаться на беспредел по месту нахождения завода — в Ясиноватую. Туда же их «послали» местная налоговая, пенсионный и другие организации, куда с зарплаты кирпичников должны отчисляться налоговые платежи. А тут еще и тамошние «старожилы» масла в огонь подлили, по секрету рассказали, что долг завода перед каждым из них уже перевалил за 15‑20 тысяч гривен, только дождаться его погашения им, наверное, не суждено…
В общем, отчаявшись найти правду в гражданских учреждениях, люди обратились с письменным заявлением в последнюю инстанцию — прокуратуру Константиновки, в надежде, что она сможет поставить точку их рабскому труду. Ведь без зарплаты сегодня выжить трудно, а уходить просто некуда…
О. Панина.