Теперь я знаю, кто в Константиновке лучше всех готовит плов.
В приготовлении знакомого всем нам с детства блюда есть столько нюансов и секретов, что перечислить их все такому дилетанту, как я, невозможно. Во-первых, нужен правильный казан. Утятницы, скороварки, кастрюли не годятся. Это тот случай, когда форма имеет значение. Именно правильная форма обеспечивает нужный кругооборот тепла и жидкости в замкнутом объеме. А еще казан никогда не моется кухонной химией, ведь он впитывает в себя все ингредиенты своего содержимого. Когда смотришь за работой профессионала, который готовит плов, а он все погружает и погружает тебя в тонкости того, чем в данный момент занимается, то становится ясно, что тут присутствует и философия, и магия.
Право слово, что вся древняя культура Востока выводится из казана с ароматным пловом. Восток, конечно, — дело тонкое. Но вот только пригласил журналистов «Провинции» к себе домой и мастерски готовил плов наш земляк, предприниматель Олег Олегович Васильев. Искусству приготовления плова учился Олег у своего отца. Ведь когда рабочий завода им. Фрунзе выносил на улицу 5-литровый казан, то на запах сходились знакомые со всей округи.
Олег родился в Константиновке в 1968 году. Семья жила на Горе, есть такой район в правобережьи. Проработав несколько лет в Германии, Крыму, киевском регионе, Олег вернулся сюда же, здесь же, на Горе, строит сейчас дом для себя и своей семьи. Дом строит большой, вдруг детям захочется сюда вернуться? А их у него — трое. И для всех, в случае чего, должно найтись место.
Но все по порядку. Чуть более года назад «Провинция» поставила отопительный котел на дровах и об этом написала на своих страницах: «Даешь тепло без горгаза!» (интернет-версия газеты) и «Провинция открыла отопительный сезон» (№45 от 7 ноября 2012 года). Не то, чтобы мы озаботились проблемой энергонезависимости Украины, переходя на более дешевое топливо, но очень хотелось хоть немного сэкономить средств и избавиться от произвола местного газового монополиста. И вскоре после той публикации к нам в редакцию заглянул средних лет обаятельный мужчина, который, оказывается, годом раньше приобрел подобный агрегат для отопления своего дома, и может поделиться опытом эксплуатации.
Так у нашей редакции появился не только квалифицированный консультант по пиролизным котлам, но и хороший друг, интересный собеседник. У Олега оказался такой характер, что только консультациями он не ограничился. Выводя наш котел на рабочую мощность, он семь(!) часов находился у приборов. Приходил, будучи больным, помогал, а на следующий день ложился в больницу. Такая самоотверженная готовность прийти на помощь — редкость, но когда она есть, то с таким другом можно идти в разведку.
«Я столкнулся, — рассказывает Олег, — с вопиющим непрофессионализмом людей, которые устанавливают данное оборудование». (С тем же столкнулась и редакция «Провинции»). Олег сам вынужден был досконально разобраться в этом вопросе. А когда разобрался, то спроектировал и проложил удивительно эффективную систему отопления в своем доме. Чего стоят хотя бы полы с подогревом по всему первому этажу. Дом очень теплый, а главное, требует для своего отопления минимальных затрат труда, времени и денег. У Олега также масса оригинальных решений в дизайне внутренних помещений, например, закругленные углы, чтобы внутри не оставалось неосвещенных солнечными лучами плошадей. Или отдельная разводка электросетей для каждой комнаты, с выносом монтажных электрокоробов на второй этаж в нежилые помещения.
Заговорив о слабой квалификации рабочих, Олег затронул тему очень болезненную для нашей экономики. Тему подготовки рабочих кадров. Для предпринимателя, считает Олег, большая проблема найти квалифицированного рабочего. Люди попросту не готовы и не хотят учиться. Они не понимают необходимость постоянного самообразования. Их этому не научили. Усвоив какие-либо навыки, они не могут отойти от усвоенного алгоритма действий. За работу берутся, а качественно сделать не могут.
Справившись с помощью нашего нового друга с проблемой отопления здания редакции, побывав по ходу дела у него в гостях, мы обнаружили, что чем бы ни занимался Олег, сам он всегда действует максимально эффективно, досконально разбирается в своей работе, находит нестандартные и творческие решения возникающих проблем. Мы обнаружили человека, который живет и работает «в полный рост», человека успешного, не бедного, получающего максимальный кайф от жизни. В нем нет ни заносчивости, ни гордыни, он благожелателен и прост в общении. Важная черта, которая многое скажет об Олеге, — рабочие, достраивающие его дом, сели за стол вместе с гостями. Он знает себе цену, но это не повод смотреть на других сверху вниз. Герой нашего времени?
«Ты в каком возрасте начал работать»? — «Лет с четырех... Родители постоянно что-то достраивали в доме, пристраивали, вот я и помогал им».
Здесь надо хотя бы несколько слов сказать о семье Олега. Возможно, те принципы, на которых воспитывался мальчик, и сделали из него мужчину, предпринимателя, самодостаточного и успешного человека.
Его становление пришлось на 1970-е — начало 1980-х. Жизнь тогда была обеспеченная, детей работой не загружали. Семья Васильевах была семьей рабочей. Обычной? Не совсем. Отец, в прошлом военный летчик, по состоянию здоровья уволенный из ВВС. Шофер на заводе им. Фрунзе, он не ладил с начальством, мог пойти и на серьезный конфликт, например, отказаться от выхода на работу, если его права нарушены. Мать также работала шофером на санитарной машине в медицинской амбулатории того же завода. Сорок лет за баранкой — трудовой стаж этой 75-летней женщины, которая выглядит гораздо моложе.
«Я всегда знал, что я какой-то другой», — говорит Олег. Денег в семье постоянно не хватало. Ребенок знал это, деньги нужно зарабатывать, — это он тоже усвоил с детства. Работают не только руки, но и голова, и этому он тоже учился с малых лет. Слава Богу, что труду его учили в семье, а не на субботниках в школе. Советская «трудовая» школа воспитывала советского труженика: несуна, лентяя и социального иждивенца, работающего не ради дела, а ради похвалы начальства.
При всех денежных затруднениях, Олегу купили пианино, в 14 лет он сел на мопед, в 16 работал все лето на элеваторе, отец еще денег добавил, и юноша приобрел «Яву». Не отличающийся ни ростом, ни физической силой парень умудрялся быть среди сверстников лидером, во всем быть первым. Интересен он был и сверстницам, первый брак и рождение первого ребенка были еще до службы в армии. Отслужил в ВДВ, несмотря на все медицинские противопоказания.
Все образование — два ПТУ. Из 39 училища его выгнали. Последней каплей стал угнанный училищный ЗИЛ, который повез всю группу трактористов-скреперщиков «попить пивка». Отправленный доучиваться «по месту жительства» в ГПТУ №113, благополучно вышел из него каменщиком-огнеупорщиком. Поэтому трудовая биография Олега началась с командировок и ремонтов печей. «Мне повезло, что бригада, куда я попал, во время работы не пила...»
Бизнесом начал заниматься в конце 1980-х, начале 1990-х. В фильме с Пьером Ришаром увидел трейлер, оборудованный, как торговая точка. Похожий стоял у цинкового завода. Этот трейлер, который надо было еще оборудовать всем необходимым, получилось обменять на жилой дом. «Настолько был уверен в успехе». Своими руками за три дня сделал внутри жаровню, начал жарить чебуреки. «В прошлой жизни у меня было 11 чебуречных по Донецкой области, в Броварах, в Крыму».
Отец только за несколько лет до смерти, когда Олег Васильев уже серьезно занимался бизнесом, открыл ему семейную тайну. Он достал несколько дюжин семейных фотографий, в основном, сделанных до революции 1917 года. Рассказал то немногое, что помнил. Родители понимали, что опасные знания лишь помешают ребенку, да и проговориться мальчик мог бы ненароком. Только этим объясняется долгое неведение Олега о своей родословной. Предки — служилое дворянство. Те, что жили в Средней Азии — занимали там видное положение, что-то вроде градоначальника города Верный. Ребенком Олег помнит свою поездку в Ташкент, встречу с родственниками в их маленькой квартире. Вот только мальчику не сказали, что до 1917 года весь этот большой дом принадлежал семье Васильевых. На старинных фотографиях — регент церковного хора в Санкт-Петербурге, станичный атаман, офицеры в мундирах.
На фотографиях 1930-х уже заметно поредевшая родня. И профессии стали не связанными никак с государственной службой: инженер, корректор.
Дворянская семья прадеда. Во втором ряду в центре — дед Олега.
«Я всегда чувствовал свою непохожесть на других людей. Начиная что-то делать я уже заранее знал, что у меня получится».
Стали объяснимы и успехи Олега в совершенно разных областях. Так, он легко обучается игре на самых разных инструментах, поет, пишет прекрасные песни, но ведь это умели делать и многие из его предков. То же и с лидерскими качествами, стремлением досконально знать свое ремесло, умением организовать работу предприятия. Без этого не состоялась бы карьера его предков — боевых офицеров и администраторов высокого ранга. Сейчас Олег со свойственной ему основательностью наводит справки в различных организациях, занимающихся генеалогией и историей русского дворянства, получил первые результаты.
Карьера Олега, как бизнесмена, удалась. Несколько лет проработал в Германии, немцев поразила его техническая грамотность, умение быстро, без вызова автосервиса, сделать ремонт. Работая в Германии, часто наведывался на Родину — привозил автомобили на продажу.
Первым открывал кинотеатры, при этом не только руководил, но мог своими руками сделать для них недостающее оборудование, например колонки. Первым открывал ночные клубы — в Константиновке в ДК «Металлург», в Береговом в Крыму. Первым привез в наш город настоящую Верку Сердючку. В Крыму устроил «караоке на майдане». В Береговом на большом экране шел текст, каждый мог выступить, при этом делалась шикарная видеозапись, которая сразу же писалась на диск, а тот вручался певцу. И все за очень символические деньги. Основной доход Олегу приносило не само шоу, а пиво и чебуреки, которыми торговали его точки на площади.Когда местные жители пожаловались на шум — Олег ушел «под крышу» в ночной клуб — первый в Крыму. Ему пришла идея организовать лабораторию, которая бы измеряла уровень шумов и вибраций. За два года Олег «выстроил» звук всех кафе и ресторанов Крыма. За что ему были благодарны и власти автономии, и владельцы заведений. Теперь звук рядом расположенных точек не накладывался друг на друга, стало комфортно и отдыхающим, полезность подобного выстраивания звука была очевидна... Рассказывать о его бизнесе, приносившем хороший доход, можно бесконечно долго.
Олег представляет из себя тот уникальный тип человека, который видит в мире огромное поле для приложения своих сил и талантов, а не повод для бессильного морализаторства на тему «шеф, все пропало», «все разворовали до нас». Как не хватает людей такого типа в школе! Старые, советского образца, Марь Ванны, с их завываниями по поводу «потерянного советского рая» и «разрушенных варварами памятников Ленина» ничего не смогут дать детям такого, что поможет им в жизни.
Такие люди, как Олег Васильев, несут в себе старую трудовую этику, каким-то чудом выжившую при власти коммунистов. Этику, сочетающую трудолюбие и инициативность, предприимчивость и готовность помочь ближнему. Олег принадлежит к тем предпринимателям, которые свой бизнес создали своим собственным трудом, которые «вкалывают» больше и лучше, чем их наемные работники, они дарят надежду на лучшее будущее Украины.
И хоть иногда мы должны говорить таким людям — «спасибо!».
И.Бредихин, преподаватель истории КВПУ.