57-летний Александр уже неоднократно становился героем публикаций «Провинции». Пару месяцев назад о тяжелой судьбе зека, который полжизни скитался по тюрьмам, узнала вся Константиновка. О своих проблемах с восстановлением паспорта и безразличии городских служб Александр Михайлович красочно рассказывал нам в телефонном режиме, требуя немедленного ускорения процесса. Напомним, что в апреле нынешнего года мужчина был комиссован из мест лишения свободы по состоянию здоровья — после ампутации у него гнила правая культя. За неимением места жительства, средств к существованию и должного медицинского ухода больного поместили в городскую хирургию. Спустя некоторое время в городскую комиссию с ходатайством о его дальнейшем устройстве обратились якобы бывшие соседи по автостекольскому общежитию. Учитывая ситуацию, безродному инвалиду пошли навстречу, передали на полное довольствие в лечебное учреждение и заверили, что там он может оставаться до оформления паспорта, пенсии по инвалидности и определения в дом-интернат для инвалидов.
Оказалось, что выдача нового паспорта — отправной точки новой жизни Александра — дело не одного месяца. На запрос о гражданстве (в момент развала СССР он сидел на территории РФ) консульство ответило, что он не является гражданином России, Украина его также «своим» не признала. Сегодня для того, чтобы закрутить бюрократическую машину, «лицу без гражданства» необходимо получить вид на жительство. Эта же процедура предполагает временную прописку и постоянное проживание в Украине не менее двух месяцев. Еще столько же может занять оформление группы инвалидности.
Пока бывший зек «зализывал раны» и манипулировал чувствами десятков своих невольных опекунов, сбором необходимых документов занимались соцслужбы, медперсонал отделения и паспортный стол. Однако, идиллия длилась недолго. Через время Александра с гниющей ногой обнаружили сидящим под хлебным магазином и забрали залечивать новые болячки. А спустя еще неделю он снова стал скитаться по вокзалам, пока не «переехал» на ПМЖ к стенам самого исполкома. Досужие языки долго обвиняли в происходящем чиновников и медиков, мол, денег нет, вот и выгнали из больницы человека... По официальной справке содержание и лечение больного (около 110 дней) в хирургическом отделении обошлось горбюджету более чем в 14 тысяч гривен, после чего со справкой о выздоровлении он был выписан. На деле же оказалось, что из лечебного учреждения больного «выпроводили» не просто так, а «за нарушение режима». Как признался сам несчастный — последней каплей в море терпения медиков стали пьяные оргии и дебоши с оскорблениями медработиков и других пациентов. Водку — «не пьянки для, леченья ради» — в отделение скучающему от безделья пациенту приносили друзья.
После последнего изгнания из стен больницы Александра снова вызвали на комиссию исполкома. Оказалось, что статус «безродного» он присвоил себе сам. А сердобольной соседкой, которая обстирывала и снабжала бывшего сидельца сигаретами, оказалась родная сестра Людмила. Именно она была третьей в карточке учета жильцов квартиры, принадлежавшей матери Александра Михайловича. Пока непутевый брат отбывал очередной срок, женщина переоформила на себя родовое гнездо и благополучно продала его. И дабы выполнить свой гражданский долг, уже как лицо постороннее, обратилась за помощью в исполком. Членам комиссии по социальной адаптации освободившихся из мест лишения свободы она пояснила, что помогать брату согласна, но только на расстоянии. Поселить его в доме своего нынешнего супруга она не может — боится страшного дежавю: «Брат с моим нынешним мужем в плохих отношениях, у нас постоянные скандалы. Боюсь, что будет как в 2000-м, когда он вернулся с очередной отсидки, попросился пожить в моем доме и во время очередной драки убил моего супруга...»
Именно по той же причине проживание Александра невозможно ни в одном городском общежитии (там он будет формально прописан). В каждом из них живут дети-сироты и другие категории социально незащищенных, но более благонадежных граждан. Нести ответственность и ухаживать за жильцом с таким крутым нравом и криминальным прошлым не берется никто, даже закадычные друзья бывшего заключенного. Да и сам Александр свое будущее видит довольно туманно, его главная цель сегодня — добиться получения пенсии по инвалидности. По его мнению, сегодня это — единственное средство на пути к свободе и независимости. Другой вопрос, как он сможет ею распорядиться.
Подготовила О.Панина.
P.S. Сегодня при содействии комиссии исполкома инвалида поместили в стационар городской терапии, где он сможет жить до своего перевода в дом-интернат. Одежду для необычного подопечного пообещали выделить в городской организации «Красный крест», там же сестра Александра будет получать продуктовые наборы для проведывания родственника. «Единственное, что требуется от человека, которого заслуженно отторгло общество — смирение и покаяние, - отметил настоятель храма Святого Иова Почаевского отец Вадим. - Есть масса нормальных людей, которые могут только мечтать о такой заботе со стороны окружающих, но не получают ее. Поэтому каждый такой человек, от которого отвернулись даже родственники, должен ценить то, что для него делают окружающие...»