В Константиновском клубе органического земледелия недавно состоялось интересное мероприятие, собравшее большое число опытных последователей данного течения и новичков, только становящихся на этот путь. Это была подробная и чрезвычайно информативная лекция о пробиотиках.
Кстати, читателям Провинции это понятие уже хорошо знакомо. Правда, под другим названием — славных «эмочек», пользу которых при применении на земле, для животных и для здоровья и комфортного быта самих людей мы в свое время подробно описывали.
В клубе принимали гостя из Кропивницкого, руководителя предприятия «ПроБиотик Украина», занимающегося производством «эмочек», Виталия Симонова. Этого специалиста в клубе органического земледелия ждали с очередным визитом три года, пользуясь его продукцией в разных сферах жизни. Теперь предприятие организовало тур лекций, в маршруте которого оказался и наш константиновский клуб.
Со всем живым в природе — деревьями, растениями, людьми и животными связана микробная среда и слушатели получили подробную лекцию, как ею можно управлять и что можно получать в результате правильного управления этой микробной живой средой.
Говорить об этом предмете можно часами (лекция и шла четыре часа!), но если сжать все это, то благодаря применению пробиотиков создается среда, в которой полезные микроорганизмы преобладают над патогенными, создавая здоровое живое окружение.
Международный опыт применения пробиотиков в различных отраслях человеческой деятельности показал повышение урожайности, улучшение эффективности получения растениями питательных веществ, что снижает затраты на питание растений. Ускорение переработки растительных отходов. «Все кричат, та где ж той органики взять? Так вот берите, пользуйтесь, перерабатывайте», — говорил Виталий Викторович.
Для чего еще применяют чудо-препараты? При устранении зловония в животноводческих комплексах и очистных сооружениях. Лектор привез результаты поездки украинских фермеров в Польшу, где как раз мелкие и средние фермеры пользуются препаратами с пробиотиками в коровниках. В результате — в свинарниках, коровниках даже мух нет и без малейшей химической дезинсекции.
— Мы приглашаем в наше сообщество всех, кто осознает необходимость изменение в земледелии, в нашей жизни и в нашем отношении к природе, — говорит В.Симонов. — Мы занимаемся пробиотиками с 2006 года. За последние два года в Украине, несмотря на то, что происходит в стране, серьезные сельхозпроизводители стали обращать все больше внимания на органическое земледелие. Все идет семимильными шагами. А в мире это происходит очень давно, с 80-х годов.
Среди людей, подобных нашей сегодняшней аудитории, — членов Клуба органического земледелия, — поворот сознания произошел лет 6-7 назад. Мы работаем сейчас с обучением тому, что это неопасные существа, что не мы хозяева земле, а именно они. Они живут полмиллиарда лет, а люди — лишь 200 миллионов. И если мы с ними взаимодействуем, то получаются полезные вещества. Если мы хотя бы просто обращаем на это внимание, то уже происходит смена сознания.
Простой пример — роддом. Там, несмотря на то, что моют, бич — стафилококк. Мы пытаемся уничтожить микрофлору, а свято место пусто не бывает в микромире. Мы создали условия для него — мы убили всех, а он появился. Есть примеры — в домах престарелых, где запахи, пролежни, где люди неподвижны, применяли пробиотики. За два-три дня ситуация улучшалась, и при этом никто не дышал хлоркой.
Пока сегодня наша публика — это дачники, хотя нам хотелось бы привлечь и фермеров. Но честно говоря, в фермерской среде трудно идут биотехнологии, хотя органическое земледелие — это невероятно выгодно.
Смотрите, Европа готова закупать органическую клубнику и малину, отдавая по 7 евро за килограмм. А т.н. «химическая» — стоит 30 грн. за кило. Тот, кто это понимает, тот кто готов вложиться, чтобы биологизировать землю, и будет получать прибыли.
Но даже цена вопроса вторична по сравнению с изменением сознания хозяина земли. За прошлый год число фермерских хозяйств, получивших сертификат органического производителя, увеличилось вдвое. Сейчас это около 500 хозяйств на всю страну. Они в том числе применяли и пробиотики, наши и не только. Мы не монополисты, мы нашли свою нишу. Есть и другие препараты, и это все приводит к биологизации сельхозпроизводства.
Но есть нюанс. Сознание фермера очень трудно сдвинуть, поскольку он делает бизнес на арендованной территории. Это очень большая проблема, и я не хотел бы лезть в политику, но она сама лезет. Когда я предлагаю фермеру применять пробиотики, он требует показать, как это действует. Я не могу показать сегодня, это проявится через 3-4 года. Это — инвестиции в землю. А фермер отвечает, — куда же инвестировать, если завтра эту землю у меня заберут? Это — проблема.
Я не готов сегодня давать вам выкладки, но они есть. В 2015 году мы возили людей в Польшу в фермерские хозяйства. И там мы посетили 15 хозяйств. По сравнению с химической технологией, вложения в биотехнологию в первый же год были на 20% дешевле.
Мы можем в биотехнологии стабилизировать затраты на каком-то минимуме. А при применении «химии» должны все время их повышать. При химической агрономии нужно постоянно увеличивать подпитку. Мы убрали минеральные удобрения — и у нас все остановилось. А при пробиотиках мы получаем «эффект-плюс».
Плодородие-то уже восстановилось, мы кинули семечку — и земля родит сама.
В.Волошко