Руины прославленного когда-то стадиона завода «Автостекло» до сих пор не дают покоя горожанам. Многие константиновцы сожалеют о его разрушении, слишком болезненным оказался его последний период истории. И, что интересно, большинство прекрасно помнит проходившие на нем спортивные и общественные мероприятия — праздники, матчи, соревнования, концерты еще тех, советских звезд эстрады, веселые зимние катки, на которые многие из нас приходили в детстве. А вот дату его «ухода из жизни города» многие и не помнят, память ее как будто вытесняет… И холмы земли с остатками трибун, заросли кустарника и потрескавшийся асфальт беговых дорожек для нас все еще — стадион. И вполне живой — спортивные горожане до сих пор приходят сюда бегать и тренироваться.
На днях пришла хорошая весть — стадион получил шанс на вторую жизнь. Городские общественники решили его восстановить. Взялась за эту нелегкую работу городская общественная организация Рух «Впевнені серця». Председателем ее является хорошо знакомый горожанам Дмитрий Штагер, член исполкома городского совета, а по совместительству еще и областной чиновник — заместитель начальника областного управления Госгеокадастра.
Эти планы Д.Штагер уже начал воплощать в жизнь. Журналисты «Провинции» поинтересовались у Дмитрия Александровича деталями и перспективами, и получили подробный рассказ о целях, планах и первых шагах по реализации хорошего дела — восстановлению автостекольского стадиона.
Дмитрий Александрович, что вы знаете об истории ликвидации стадиона, когда он был передан городу?
— Он не был передан городу. Я попытался найти хоть что-нибудь. Терзал «Кварсит», нашел старых работников «Автостекло», они сказали, что все сдали в макулатуру, решили, что никому это будет не нужно. Ни чертежей не сохранилось, ни какой-либо документации. Чтобы мы с вами понимали, почему его разобрали: на него не было никаких документов. Его построил завод и он на балансе завода «телепался». Но «телепался» не как объект недвижимого имущества (это я так додумываю). На него нет инвентаризации БТИ, то есть, там на него нет никаких бумаг, потому его тогда и разобрали, следовательно, подтвердить, что на тот момент этот объект являлся недвижимым имуществом государства, не представлялось возможным.
Земля принадлежала городскому совету и мы ее через сессию взяли в постоянное пользование. Мы — это Общественная организация Рух «Впевнені серця». С целью восстановления стадиона.
На 14 апреля вы наметили некую «толоку» по восстановлению стадиона. Что это будет за мероприятие?
— Планируется, что туда придут все мои друзья с детьми, женами и мужьями, соберутся родители футболистов команды «Колос». Вообще, этот сыр-бор начался еще два года назад с того, что я познакомился с нашей командой «Колос». Она считается районной командой по футболу, но ходят туда 70% городских деток. Пока у нас был район без громады, их тренировочная база была в Ильиновской школе. Но с приходом Ильиновской ОТГ, по рассказам тренера и директора районной ДЮСШ «Колос» Игоря Жаркова, их оттуда попросили. И они остались без реальной тренировочной базы. РГА предложила им школьное поле в Новодмитровском лицее, но это не футбольное поле, не подходит. Мои друзья помогают команде, и через друзей я с ними познакомился. Мы договорились в горсовете, что им отдадут для тренировок поле по ул. Циолковского. Восстановили там ограждение, поставили домик для раздевания. Но люди, к сожалению, все сломали и продолжают. Это поле ни за кем не закреплено, хотя, по-моему, были попытки проинвентаризировать и закрепить это поле как землю для спортивных мероприятий. Непонятно, кто полем распоряжается, но детям не дают там играть. А им надо тренироваться четко, 4 раза в неделю, поле нужно привести в порядок, там не должно быть стекол, посторонних предметов. А люди продолжают ходить через поле, мусорят. Попытки ограничить их хождение наталкивались на: «Чего вы тут командуете, поле не ваше». Команде даже сняли одну игру в прошлом году. В домашнем матче с одной из команд-соперниц «Колосу» засчитали техническое поражение, потому что арбитры остались недовольны качеством поля, нашли там стекла. А ведь дети должны были победить в том матче. А проиграли, даже не сыграв, потому что у них нет поля. Тогда мы с друзьями собрались и решили сделать для команды нормальное поле. Неважно, районные там дети или городские — это все наши дети. Все решилось на том, что раз есть эти развалины, то почему бы их не взять и не восстановить.
Планируется, что там будет не только футбол, там будет восстановлена вся инфраструктура для легкой атлетики. У нашей ДЮСШ нет на сегодня тренировочной площадки на открытом воздухе для легкоатлетов. Дети ходят на руины стадиона. Мы восстановим беговые дорожки, площадки для прыжков, сектора по метанию. Мы это все уже расчертили с ДЮСШ, чтобы куда не нужно это все не залетало. Так что на «автостекольском» стадионе должны быть две тренировочные базы — футбольная и легкоатлетическая.
На защите инвалидов, в частности на инваспорте, специализируется не только наша организация. И хотя у нас в городе это направление несколько затихло, сейчас оно активизируется, ведь у нас, к сожалению, растет число инвалидов — участников АТО, думаю, им эта площадка понадобится.
Подумаем, расчертим поле — и будет у нас площадка для занятий бочче (игра на точность, род игр с мячом). Руководитель Инвацентра Бахмута предложил развивать в области этот вид паралимпийского спорта для колясочников и людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Мы и сами пробовали, в бочче интересно играть и здоровым людям. Хотим поставить там тренажеры по реабилитации инвалидов. С 14 числа туда заезжают строители, будем делать там домик охраны. Хотим расчистить заросли.
На какие деньги будет реализовываться амбициозный проект?
— На деньги нашей общественной организации. У нас нет каких-то «добрых дядь», которые бы орошали нас деньгами. Был недавно на общественном приеме в небольшом городке Николаевке, что под Славянском, там сособственник — Славянская ТЭЦ, построил великолепный спорткомплекс просто с нуля. 47 миллионов, такого (с бассейном, тренажерными залами, площадок для волейбола, фитнеса, боевых искусств, массажными кабинетами) нет в Краматорске, а уж наши спорткомплексы просто отдыхают.
Но таких благодетелей у нас нет, будем сами работать, надо брать и делать. Сегодня люди созрели помогать, но они не готовы бросать деньги в никуда. А здесь они понимают, что есть готовый объект! У меня много друзей, неравнодушных.
На 14 число набирается большое число желающих поучаствовать в этом мероприятии, около пятидесяти человек. Помощников хватает, пришлось думать как занять детей, пока взрослые будут расчищать стадион — организуем им мастер-классы. Вообще, этого можно было и не делать, есть ведь бригады строителей. Но я хочу, чтобы люди поняли, что объединившись, они могут что-то сделать вместе.
У нас в городе «пробел» на всех уровнях — нет объединяющего фактора. В других городах — власти, общественные лидеры толкают людей на активные действия по улучшению своей жизни. У нас, к сожалению, этого нет. Значит надо самим пытаться объединиться для чего-то. Цель этого мероприятия, — чтобы люди поняли, что если мы соберемся вместе ради какого-то конкретного дела, то мы сможем добиться многого, улучшить свою жизнь. А не ждать, пока это сделает тот же СЕЗ.
А строители продолжат работу и после «толоки». Постепенно начнем вывозить остатки трибун и на базе их сделаем новые, металлические, с пластиковыми сидениями, ограждение. Но изначальная задача — сделать то, на чем можно сейчас тренироваться, чтобы дети не ждали.
Доступ на стадион не будет платным. Он будет огорожен, охраняться. Для тех людей, которые там сами бегают, доступ сохранится. Там будут биотуалеты, места, где можно переодеться. Думаю, что стадион с трибунами восстановить за лето мы не успеем, но всю инфраструктуру, необходимую для тренировки, — сделаем.
А вот зимой стадион будет отдыхать, мы пока не планируем там зимние виды спорта. Потому что заливку катков не осилим — там нужен или навес или уборка осадков в первые же два часа. Но пока думаем над этим.
В.Волошко