Битву за тарифы с «Водой Донбасса» проиграли, не начав
Нас в который раз хотят заставить платить больше. Речь идет о больной для города теме — воде.
Областной совет вот-вот примет решение об увеличении тарифов на нее, внеся изменения в свое же прошлогоднее январское решение «Об утверждении тарифов на услуги водопотребления и водоотведения, предоставляемые КП «Компания «Вода Донбасса».
Об этом горожанам на прошлой неделе лично сообщил заместитель генерального директора компании-монополиста Дмитрий Соломко.
Нас в который раз хотят заставить платить больше. Речь идет о больной для города теме — воде. Областной совет вот-вот примет решение об увеличении тарифов на нее, внеся изменения в свое же прошлогоднее январское решение «Об утверждении тарифов на услуги водопотребления и водоотведения, предоставляемых КП «Компания «Вода Донбасса». Об этом горожанам на прошлой неделе лично сообщил заместитель генерального директора компании-монополиста Дмитрий Соломко.
Согласно проекту решения, с января следующего года цена одного куба воды с НДС для населения будет составлять 5,28 грн., куба стоков — 4,26 грн. Это почти на 66 % выше ныне действующих тарифов — 3,18 и 2,58 грн. соответственно. Таким образом, те, у кого нет счетчиков, должны будут ежемесячно, согласно норме водопотребления, выкладывать за живительную влагу около 55 грн. с человека.
Тарифы на услуги питьевого водоснабжения для бюджетных организаций предлагают установить на уровне 5,92 грн. за кубический метр воды (дороже на 7 %), для промышленных потребителей их увеличат на 30 % — 7,72 грн. Садовым товариществам воду будут поставлять вполовину дороже — по 3,60 грн.
Несколько последних недель представители «Воды Донбасса» объезжают города области и готовят почву — пытаются внушить населению, что платить надо больше. Называется это — «общественное обсуждение» проекта решения. У нас такое мероприятие состоялось в прошлую пятницу.
Более чем актуальная тема не привела к аншлагу — сессионный зал горсовета был пустым — пришли парочка представителей общественных организаций и партий да три депутата горсовета, так что сотрудников «Воды Донбасса» было больше, чем, собственно, общественности. Депутат Н. Голик предложил вообще перенести слушания, на что Д. Соломко сразу поставил провинциалов на место: «У нас предприятие областное, наш руководящий орган — облсовет, он и будет принимать тариф… а сегодняшние слушания носят рекомендательный характер. Согласовывать с исполкомом тарифы никто не будет. Мы приехали для «прозорости», чтобы обосновать свою позицию».
Обосновывали так: о получении компанией какой‑то суперприбыли вопрос не стоит, речь идет вообще о существовании всей структуры.
— Водоканалы — это муниципальная часть компании, — пояснил Дмитрий Александрович, — на сегодня она имеет убытки порядка 72 млн. Константиновский водоканал за десять месяцев наработал на 3 млн убытков. Нынешние тарифы убыточны. За счет чего продержались — оказывали услуги по централизованному водоснабжению самостоятельным водоканалам, принадлежащим городам, кроме того, техническую воду непосредственно из канала мы поставляем потребителям, за счет этого и перекрываем убытки. Это надо прекратить и выйти на рентабельные тарифы, хотя бы на уровне себестоимости.
— Если наш водоканал убыточный, зачем он вам был нужен, — недоумевала В. Девяткина, председатель городской организации БЮТ. — У нас есть Белая гора, своя вода, столько источников, которые можно разрабатывать. Это удешевит ее стоимость. Я обращаюсь к общественности — давайте инициировать передачу нашего водоканала в городскую собственность.
Объяснения монополистов свелись к одному: без «Воды Донбасса» никак обойтись нельзя, будь в городе сколько угодно своих источников — пользоваться ими слишком дорого, одно их энергоснабжение чего стоит.
— В составе нашей компании есть водоканалы, полностью питающиеся от собственных источников воды, — заявил заместитель гендиректора Д. Соломко. — У нас таких источников на балансе 76. Себестоимость их воды значительно выше, чем той, которая поступает по каналу «Северский Донец — Донбасс». У нас есть город Докучаевск, где одновременно есть свой источник и водовод внешнего централизованного снабжения. Там мы полностью перешли на снабжение внешней водой.
— Дебет воды на Белой Горе сильно упал, — увещевал общественников исполняющий обязанности Часов‑Ярского регионального управления компании Александр Дерюжко, — я показывал на исполкоме исследования еще 80‑х годов, где сказано, что основным источником поступления воды в каптажи насосных колодцев является дренажная вода канала «Северский Донец — Донбасс». В связи с тем, что компания с помощью бюджета заизолировала канал, воды на Белой горе почти нет. Подозреваю, что через 3‑5 лет воды там будет хватать только на села Ближней и Дальней Дылеевки и Александра Шультино. Вы прекрасно знаете, что сейчас там в речке Наумихе воробей крыльев не замочит. Белогорская вода выйдет нам дороже, чем со второго донецкого водовода.
Кстати: в Константиновском краеведческом музее есть свидетельства археологов, обнаруживших, что первая стоянка человека каменного и бронзового веков в наших местах находилась как раз в районе Белой Горы — там был источник воды. Следуя логике Дерюжко, Северский канал тогда вообще восходит ко временам Адама и является памятником древней истории, так что, может действительно грех от него отказываться?
Зашла речь и о том, что сделала компания для поддержания сетей города. Исполняющий обязанности начальника горводоканала В. Чайка отчитался, что за 9 месяцев здесь заменили 609 метров труб.
Общественность задалась вопросом: на сколько лет растянется замена всех 500 километров городских водопроводных сетей? Правда, зампред Демченко пришел областным чиновникам на помощь, поспешив сообщить, что в 2007 году за деньги облсовета заменили 5,6 км сетей на пластик. «Но ведь это фактически деньги самой громады», — заметили горожане.
Пришедшие выплеснули на визитеров ворох всех существующих в этой сфере проблем — от норм полива и графика воды, до ее качества. Гневались и грозились, что обанкротят водоканал, науськав горожан массово подавать на монополиста в суд за неподачу воды. Депутаты посулили, что в следующем году не освободят водоканал от уплаты судебного сбора. В запале активисты даже не попытались получить от визитеров ответы на собственные вопросы.
Еще не успели выдохнуться ораторы, как представители «Воды Донбасса» засобирались на выход — их ждали такие же «слушания» в Красноармейске.
Единственным итогом этого бесполезного действа стало то, что городские власти обещали подумать о публикации в прессе результатов лабораторных исследований качества воды, проводимых СЭС. Угроза активистов отправить рекомендацию областного совета не принимать эти тарифы, так и не осуществилась — поворчав в коридоре, горстка общественников разошлась по своим делам.
Пенять на небрежение чиновников нашим общественникам бессмысленно. Трудно ждать, чтобы к тебе прислушались, если заниматься самолюбованием, а не координировать собственные действия и готовить аргументы для противника.
Кстати, исполком, видимо убоявшись гнева областного начальства, позже поспешил вообще открестится от этого мероприятия. Зампред Т. Устинова, которой не повезло вести это мероприятие, несколько раз попросила указать, что они ни в коем случае не инициировали это обсуждение.
В. Гейзер.
Счетная палата:
Об этом сообщает пресс-служба Счетной палаты Украины.
Как отметили в Счетной палате, региональная программа «Питьевая вода» утверждена только лишь в 2008 году (на общегосударственном уровне подобная программа принята в 2006 году). При этом в программе отсутствуют конкретные мероприятия, не определены исполнители.
Некоторые органы местного самоуправления до сих пор не разработали соответствующие городские программы.
Отсутствует контроль за выполнением программы и использованием государственных средств.
«Все это привело к тому, что деньги тратились без ориентации на конечный социальный результат - на бесперебойное обеспечение потребителей качественной питьевой водой в соответствии с нормами водопотребления», - подчеркнули в Счетной палате.
Для развития и реконструкции систем водоснабжения и водоотвода в течение 2007, 2008 и за первое полугодие 2009 г было выделено 228,4 млн.грн. из разных источников, из них около 70% – из государственного бюджета.
«Однако, потратив такую значительную сумму, улучшить общее техническое состояние водопроводно-канализационного хозяйства области не смогли из-за неэффективных управленческих решений областных и районных органов исполнительной власти, которые привели к распылению средств, появления долгостроев, не введении. в эксплуатацию (в том числе с 2007 года) 66 объектов, на которые было направлено из государственного бюджета 47 млн. грн», - подчеркнули в Счетной палате.
В итоге качество услуг не улучшилось, 60% потребителей воды Донецкой области и до сих пор получают питьевую воду по графику, лишь по несколько часов в сутки (за исключением Донецка, Мариуполя, Славянска, Краматорска, Горловки) – вдвое меньше от норм водопотребления.
С 2006 года протяжность водоводов и водопроводно-канализационных сетей не увеличилась. Их изношенность в среднем составляет 70%.
Потери воды на пути от фильтровальных станций к потребителям за последние годы значительно выросли и составляют в настоящее время в среднем почти 49%, превышая на 19% максимально допустимый объем технологических потерь.
Предприятия водопроводно-канализационного хозяйства Донецкой области в 2006-2008 гг были убыточными.
Коммунальное предприятие «Компания «Вода Донбасса» (балансодержатель канала «Северский Донец-Донбасс», монополист в сфере транспортировки питьевой воды) убытки лишь наращивает: в 2008 – убытки составляли 138,2 млн. грн (на 98,5 млн. грн. больше, чем в 2007 году). Убыточными также являются 16 из 19 предприятий коммунальной собственности.
Почти двукратное повышение тарифов в течение 2007-2009 гг не решило проблемы безубыточности предприятий.
В то же время тарифы на услуги водоснабжения для населения в отдельных городах, где вода подается по графику, значительно выше, чем в городах с круглосуточной подачей воды. Например, в Макеевке, где действует график подачи воды тариф – 3,3 грн.; в Донецке, где вода подается круглосуточно, – 3 грн.
По мнению специалистов Счетной палаты, МинЖКХ, Донецкая областная госадминистрация и главное управление по вопросам ЖКХ не приняли необходимые меры для проведения комплексной модернизации и реконструкции канала «Северский Донец-Донбасс»: капитальный ремонт осуществляли лишь на аварийно-опасных участках канала, не реконструировали и 11 насосных станций. Современное состояние канала характеризуется моральной и физической изношенностью основных фондов до 78 %.
«Невыполнение государственной и региональных программ развития и реконструкции систем водоснабжения и водоотведения в Донецкой области приводит к несоблюдению требований Закона Украины «О питьевой воде и питьевом водоснабжении», из-за чего население не обеспечивается питьевой водой в соответствии с нормативными объемами и нормативным качеством», - подчеркнули в Счетной палате.