Антимайдановцы нас, журналистов, обвиняют в предвзятом, одностороннем подходе к их брату и событиям на Грушевского и Институтской. Но скажите, как бы вы отнеслись, если бы более 200 представителей вашей профессии были незаконно, внаглую избиты, а некоторые и убиты? А с журналистами именно это и сделали. После прочтения этой истории, которую нам рассказали киевляне, мы надеемся, что к нашему мнению о Майдане и нынешней ситуации присоединятся ещё и люди, объединенные общей страстью – велосипедом.
Вот о чем поведал нам по телефону киевский активист движения «Веломайдан-Украина» Руслан Майборода: «Это был последний этап велопробега. Мы стартовали из Киева 23 марта. Инициатор – я. Никем не спонсировались. Вне партий и политики. Взяли еду, байки, флаги Украины и вперед. Цель – поддержка украинцев Востока Украины. Люди постоянно менялись. Но был костяк 6 человек, которые и доехали до Донецка. В Полтаве, Харькове нас принимали «на ура». Когда в это воскресенье въехали на Донбасс, если не считать нецензурной брани из окон нескольких машин, то проблем не было.
Всё началось после Дружковки перед Константиновкой. Я ехал первый с флагом Украины. Вначале меня подрезал, чуть не сбив, темно-зеленый ВАЗ. Обматерили и уехали.
В Константиновке на улице Ленина нас также подсек на автомобиле и остановил парень с георгиевской ленточкой. То ли каратист, то ли «афганец» (что-то такое пробурчал) с женщиной. Он сказал, что хотел убедиться, что у нас нет оружия, и спросил – «Вы бандеровцы?». Мы ответили, что нет, мы спортсмены. Он отрекомендовался местным активистом антимайданного движения, сказал, что в Константиновке 90% ненавидят Украину и чтобы мы побыстрее отсюда убирались.
Затем, у железнодорожного вокзала, машина, что ехала мне навстречу, сделала резкий маневр в мою сторону и, если бы я не среагировал, сбила бы меня. Кажется, это был микроавтобус «Газель». Я не разобрал, потому что всё это происходило в одно мгновение. Параллельно, всё это сопровождалось выкриками с угрозами и матом. Однако, пока что это было терпимо. Хотя настроение у нас и ухудшилось. Но стало веселее, когда выехали из Константиновки и увидели ваших динозавров. Пофоткались.
Далее произошло самое неприятное. В районе Клебан-Быка нас объехали и остановили две машины из Константиновки. То, что это точно люди из вашего города, нам сказал бородатый мужчина, который подъехал после них и извинялся.
Вначале нас подрезал темно-зеленый «Ланос». Оттуда вышли 5 человек. За ним остановился еще один автомобиль, из которого вышло столько же мужиков. Они нас окружили – стали угрожать, требовать, чтобы мы, «бандеровцы», отсюда убирались, если будем ехать дальше – то нас «закопают». Затем они напали на нас, стали вырывать и ломать флаги. Всю символику посрывали и порвали. Думаю, что только потому, что мы не сопротивлялись, они никого не побили и не поломали наши байки.
Они чувствовали себя героями, ведь они издевались над безоружными людьми. Я так понял, бригада эта ехала на митинг в Донецк. Они еще больше активизировались, когда мимо пронеслась колонна с российскими флагами. Улюлюкали и радовались своей «победе». Удовлетворившись тем, что с нами сделали, оставив нас в шоке, они уехали.
Выглядели эти люди абсолютными «быками», уголовной наружности. Были явно в нетрезвом состоянии. Не молодые – лет под сорок. Наглые, уверенные в себе, брызжа слюной нам в лица. Они даже не спросили, кто и что мы. Среди нас были молодые девушки и 13-летние мальчишки. Дальше мы позвонили знакомым в Донецке, они обратились в милицию, поэтому приехала машина сопровождения, которая и довезла нас до Донецка.
Но и в самом Донецке нас не оставили в покое. Видимо, «эти» передали, что мы не вернулись, а всё-таки приехали, поэтому за нами устроили настоящую охоту. Нам даже не дали нормально поесть в кафе. Если бы не велосипеды, не оторвались бы от них.
Самое главное, всё-таки, что всё хорошо закончилось. Милиция, считаю, вела себя профессионально. Нас погрузили в Донецке в автобус, довезли до ж/д вокзала в Константиновке, откуда мы нормально добрались до дома.
Мы почувствовали, что у вас с людьми, которые мирно едут, ни против кого не выступают, просто с государственной символикой, могут сделать всё, что угодно. Как вы с этим всем живете?»
Редакция связалась с нашим ГОВД и узнала, что «никаких фактов подобных нарушений на вверенной им территории не зафиксировано». Как выяснилось, ребята просто не захотели связываться, вырвались — и слава Богу.
Оказывается, мероприятие называлось «Велопробег единства» и смысл его был в том, чтобы доказать, что не только политики и военные могут уберечь целостность страны. Инициаторы считали, что за единство может бороться каждый: словом, акциями, солидарными действиями. В Полтаве их встретил и даже прокатился на велосипеде губернатор. Но совсем другое «единство» получилось в нашем крае.
Мы извинились перед Русланом, объяснили, что здесь, на Донбассе, большинство людей мыслят так же, как и он. И пригласили его на традиционные наши украинские мероприятия – Рождество по-Звановски, а также подобный велопробег, что мы проводим тоже под государственными флагами уже 7 лет на День Независимости — «Маршрутом Олексы Тихого».
В.Березин.
Итоги поездки
Велопробег Киев-Полтава-Харьков-Донецк. Впечатления, эмоции, выводы.
Опыт “Велопробега Единства” был уникальным. Не похожим на все мои предыдущие путешествия. Поэтому, я хотел бы его вкратце описать для себя и других. По горячим следам. Чтобы не забылись важные моменты самими участниками. Чтобы другие знали.
Эмоции, впечатления, люди, события – все было остро, ярко, откровенно, волнующе. Я ехал по своей родной стране, по знакомым дорогам первые сотни километров. И за моей спиной почти все время (до инцидента под Донецком) развевался большой желто-голубой флаг. Был мотивирован. С гордостью прошел я этот путь.
Если описать в двух словах свои впечатления, то этот велопробег – это не просто путешествие. Для меня это великолепный урок человечности и патриотизма. Двух вещей, которых мне всегда не доставало. Эгоизм и космополитизм как язвы пронизали мою сущность, не давая по большому счету чувствовать себя полноценным человеком. Совсем недавно, пройдя болезненный путь продолжительной иммиграции и дауншифтинга, я осознал, насколько это важно - любить свою страну, для того чтобы быть по-настоящему счастливым. Майдан просто усилил эти ощущения и заставил меня действовать.
Идея велопробега родилась на эмоциях от последних событий, связанных с аннексией Крыма, а также сепартистскими настроениями на юго-востоке. Желание что-то делать завладело мной, как и многими другими украинцами. Гордость за Украину и боль утраты. Что я мог сделать? То, что понимаю и знаю. Сделать велоакцию за единую Украину. Продемонстрировать поддержку восточным регионам, в частности Харькову и Донецку. План родился во время утренней пробежки в четверг. Вернувшись домой, я сразу же запостил информацию в ФБ и Велокиеве. На воскресенье, 23.03 был намечен старт.
Предстояло пройти около 800 км за 7 дней (позже я решил увеличить до 8-ми). До велопробега оставалось 3 дня. Мне казалось, что можно было собрать хотя бы человек десять на весь маршрут. Это не получилось. В итоге весь путь проехал со мной один Андрей. В Донецк нас въезжало уже шестеро.
Не буду описывать весь маршрут. Только ключевые моменты. По дням.
1. Старт с Майдана в кол-ве 40 человек. Проводили до Борисполя. Первая ночевка в поле под Яготином вчетвером. Замерзли.
2. Изматывающий путь Яготин-Лубны навстречу ветру демотивированной двойкой. Знаковая встреча с бандуристом Виталием Морозом (проехал более 600 км с нами, не имея опыта велопоходов в принципе). Уникальный человек и музыкант. Настоящий герой Украины.
3. Тяжелейший пробег Лубны-Полтава. Встречный ветер. Фееричная, бодрящая встреча с полтавчанами. Теплейший, душевнейший прием у Антона и его семьи.
4. Утренняя экскурсия по Полтаве и совместный поход с велофанатами 50 км. Неожиданная втреча хлебом-солью в Чутово. Добрейшие, открытые люди. Ночевка на озере за Валками (чутовские активисты привезли нам еду и дрова, сварили кашу) – не забываемо, бодренько.
5. Встреча с Наташей и харьковчанами Виталием и Димой (все доехали до Донецка с нами, Диме – 17 лет) и приподнято-эмоциональный пробег в Харьков. Встреча с харьковским веломайданом на КП и проезд по городу до величественного памятника Шевченко. Интервью, гимн, общение. Ночевка на неформальной квартирке. Расставание с Пашей, который нас сопровождал из Полтавы.
6. Тяжелый пробег до Изюма, дождь, холод. Встреча с Глебом, Сашей и Андреем. Ночевка в спортзале.
7. Изюм-Славянск. Столкновение (я въехал в упавшего передо мной Андрея, перелетел через байки и отделался легким испугом; Андрей повредил руку, но обошлось без перелома). Теплый прием в Славянске под сильнейших холод и ветер. Исполнение гимна возля пямятника Шевченко. Посещение краеведческого музея. Встреча с Таней за Краматорском. Готовка плова. Душевное и веселое общение на даче.
8. Заключительный день. Провокации по дороге. Подрезания, мат. Нападение оголтелых сепаратистов с унижением и уничтожением украинской символики. Шок и уныние. Встреча у стеллы “ДОНЕЦК”, пение гимна, радость от того, что мы это сделали, от встречи со смелыми и непоколебимыми патриотами Донеччины. Пробег к молитвенной палатке. Охота и ненависть митингуещего зверья. Бегство под прикрытием милиции в Константиновку. Скупой ужин. Слезы, боль, разочарование, недоумение, грусть. Прощание. Поезда в Харьков и Киев.
Не смотря на все испытания, у нас не было ни одного конфликта. Было взаимопонимание, взаимовыручка, взаимное терпение. Ребята, с которыми мне пришлось повстречаться и проехать вместе этот нелегкий путь – это смелые и сильные духом люди. Искренне любящие Украину. Даже в критические моменты не было истерик. Держались вместе. Все были сдержаны, собраны. Приветствовали бранивших нас. Улыбались проклинающим.
Все это делалось по велению сердца. С открытой душой. С чистыми помыслами. И поэтому было великолепно и незабываемо.
Огромное спасибо всем, кто поддерживал нас. Вы были с нами, и это вселяло в нас силы на продолжение.
Слава Украине!
Руслан Майборода