На один день Константиновка стала «героем» всех новостных программ. Поводом явилось чрезвычайное происшествие — аварийная «сталинка» по Ленина, 178 рухнула, на этот раз окончательно.
Час 80-летнего дома пробил в минувшее воскресенье, когда провалились этажные перекрытия, наружные стены и крыша в четвертом подъезде. К счастью, случилось это не глубокой ночью, а в семь часов утра. Жильцы 20-й квартиры услышали, как затрещало здание, но выскочить из жилища не успели. По счастливой случайности их не убило просевшим потолком, хотя без травм не обошлось. 68-летний хозяин квартиры, приваленный собственным шкафом, госпитализирован с подозрением на перелом лучевой кости запястья. Под присмотр медиков отправили и его тещу, самую пожилую жительницу дома, которая, по рассказам спасателей, несмотря на аварию, категорически не хотела покидать родные пенаты. Обломки ее не задели, но сильнейший стресс и без того способен погубить 89-летнюю лежачую больную.
На место катастрофы, помимо спасателей с техникой, пригнанной отовсюду, съехалось все константиновское руководство, представители милиции, прокуратуры, СБ и чиновники областного МЧС. Ошарашенные, плачущие люди, в секунду оставшиеся без крыши над головой, растерянно сидели у подъезда, ожидая, пока из-под завалов достанут что-нибудь из их скарба. Несколько семей после катастрофы до сих пор не могут отыскать все свои документы.
На сегодня разваленный дом отрезан от всех коммуникаций и круглосуточно оцеплен милицией, 21 человек, фактически проживавший в нем, эвакуированы. Временным кровом стало общежитие СЕЗ, по ул. Молодежной, где пострадавшим выделили 8 комнат для 16 человек. Правда, по словам дежурной общежития, ночевать там согласились пока всего трое, остальные разместились по родственникам, а в комнатах хранят спасенные вещи. Власти предоставили транспорт для их перевозки, выделили пострадавшим по тысяче гривен материальной помощи, которую те на вторник, 16 апреля, еще не получили.
Теперь на первый план выходит вопрос, который «Провинция», как в воду глядя, затрагивала буквально неделю назад: куда расселять людей. Тогда же пришлось сообщить плохую новость — область отказалась финансировать приобретение жилья для обитателей аварийной трехэтажки.
Причина тривиальна — говорят, денег в бюджете нет. Городским властям, уже успевшим в надежде на обещанную областную поддержку потратиться на экспертизы, в ОГА предложили рассчитывать на себя, вернее, на свой специализированный резервный фонд, существующий для таких целей. В котором... всего 100 тысяч гривен, тогда как нужны полтора миллиона.
Должностные лица очень надеялись, что судьба даст им фору и аварийный дом простоит подольше. Не вышло, и теперь вопрос необходимо решать незамедлительно.
— На приобретение 13 квартир нам нужно 560 тысяч, и около 980 тыс на работы по демонтажу здания, — пояснил зампред Виктор Василенко. — Но после его обрушения расходы на демонтаж уменьшатся, а на жилье останутся такими же. По нашей просьбе агентства изучают предложения и ценовую политику на рынке жилья города. Все квартиры злосчастного дома прошли экспертное обследование месяц назад, и получили стоимостную оценку от 50 до 20 тысяч. Основным критерием для получения жилья будет равноценность жилплощади, а не район города или обустройство квартиры. В проблеме есть неясности — если люди использовали свое приватизационное право на выкуп квартиры в старом доме, а теперь получат жилье от государства, то как быть с правом собственности уже на это новое жилье? Вопрос по финансированию дома по Ленина, 178 в понедельник утром заслушивался на т. н. малом Кабинете Министров. Но результата пока мы не знаем.
Судя по настрою высших чиновников, особого оптимизма по данному вопросу константновцам испытывать не стоит. Губернатор А.Шишацкий на недавней пресс-конференции, посвященной в том числе и константиновскому ЧП, сказал, что в области более 100 аварийных домов, так что выделять средства на жилье для пострадавших надо прежде всего на местном уровне. Хотя потом смилостивился и пообещал, что область подсобит со средствами, если местные власти подготовят пакет документов. Кстати, злосчастный дом по Ленина может оказаться первой, но не последней ласточкой. По данным того же В. Василенко, у нас есть еще 4-3 таких же «сталинки», находящиеся под угрозой разрушения.
В.Гейзер.
Что тут можно сказать?
Тупак Амару Шакур однажды сказал: У них есть деньги на войны, но они не могут накормить бедных...
Больше ничего не могу сказать.