Потренировавшись на решениях в защиту русского языка, укрепив механизм пробивания всего, что надо руководству на выборах, - Партия регионов победоносно продолжает «шагать по стране». Теперь регионалы «продавили» решения Донецкого и Харьковского областных советов «О согласовании проекта соглашения с американской компанией «Shell» о разделе добычи углеводородов, которые будут добываться в границах Юзовского участка (Константиновский, Александровский, Артемовский, Добропольский, Краснолиманский, Ясиноватский районы)».
Выживет ли одно из самых чудесных мест Донбасса - подземные соляные выработки после промышленной добычи сланцевого газа в Артемовском регионе?
Речь идет о добыче так называемого сланцевого газа, который в мире добывают давно и плодотворно (прежде всего, в США). Однако, в последнее время все больше и больше раздается встревоженных голосов экологов и общественности о вреде методов его добычи для окружающей среды, а главное – для водоносных горизонтов. В Болгарии и Франции так вообще на государственном уровне наложен запрет на все подобные работы.
Партийная дисциплина превыше всего?
16 января в Донецке регионалы от разговоров и переговоров перешли к действиям. Причем, была подключена «дальнобойная артиллерия» – на убеждение приехал сам министр экологии О.Проскуряков. До этого он встречался с руководителями районов и крупных предприятий, а на самой сессии облсовета говорил главное – от добычи сланцевого газа выиграют промышленники, ныне стоящие на коленях ввиду стоимости голубого топлива. Он так заботился о том, чтобы «труба дымила», что не верилось, что это - эколог. Но и на самом деле, этого человека (в последние два года возглавлял правление НАК «Недра Украины») не для защиты же окружающей среды туда поставили?
Интересно, что вместе с ним убеждать народ приехал и представитель Громадской рады при эко-министерстве. Но об этой структуре нам известно доподлинно – она создавалась именно под такие решения, т.к. весь предыдущий «своенравный» состав ГромРады был разогнан. Т.е. формула простая: «Вам надо экологи и общественность за сланцевый газ? Их есть у меня!!».
Единственные из депутатов, кто пошли «против» течения, были коммунисты. Один из них, И.Попова, заявила, что депутаты не имели возможности ознакомиться с текстом соглашения.
По ее мнению, реализация проекта по добыче несет угрозу экологии региона. Она заявила, что это может привести к локальным землетрясениям, повышению уровня радиации и загрязнению вод, поэтому данный вопрос требует длительного изучения и коммунисты его не поддержат. Также она отметила, что состав химреактивов, с помощью которых будут производиться гидроразрывы для добычи газа, держится в тайне. Поэтому все депутаты от КПУ (7 человек) проголосовали «против».
Пожалуй, из всех регионалов наиболее точно причину своего голосования «за» объяснил депутат от Артемовска О.Дадашев: «На заседании фракции я поддержал этот вопрос... Материалы по этой теме депутатам не направляли и важность вопроса открылась только при обсуждении решения... Но как дисциплинированный член фракции я сдержал обещание и одобрил соглашение».
Объяснил свою позицию и один из немногочисленных представителей Партии регионов, проголосовавших «против» (всего от ПР таких было 3 человека), главный онколог Краматорска А.Птица: «Я достаточно много читал по этой теме и знаю, что добыча сланцевого газа методом подрыва пластов может нести неблагополучные экологические последствия. Есть информация, что по этой причине от добычи сланцевого газа отказался ряд европейских государств. Поэтому я голосовал против. Пусть я лучше буду платить в 2-3 раза дороже за газ российский, но моя совесть за здоровье людей будет чиста».
В среде наших по сланцевому газу «раскол»
Мы решили опросить депутатов от Константиновки и района на эту тему. Они довольно таки легко согласились объяснить - как голосовали и почему.
Т.Волобуева: «Я воздержалась, потому что в этом вопросе есть свои «за» и свои «против». Считаю положительным моментом то, что государству действительно нужно искать новые варианты для развития промышленности, а отрицательным — вопрос еще недостаточно изучен (о чем и говорила в своем выступлении депутат-коммунистка). И министр экологии, который выступал перед нами, заверил, что это только предварительные соглашения, а в дальнейшем все будет согласовано с местными властями, в том числе на уровне сельских советов».
В.Анпилогов: «Я также воздержался, потому что считаю: мы не получили достаточной информации, чтобы голосовать «за» и нам не дали времени, чтобы вникнуть в суть проблемы. Хоть это только предварительное решение, но я за него не мог голосовать, т. к. не знал — где и в каком количестве будут строиться скважины и будет производиться добыча газа. Нам только назвали районы и суммарную площадь, где будут работать западные компании по разведке и добыче газа - 5 тысяч 42 квадратных километра (всего область — 25,5 тыс. кв. км — ред.).Мой бизнес связан с заправкой автомобилей и меня интересует использование альтернативных видов топлива. Сейчас, например, работаю над тем, чтобы сделать в нашем районе АЗС на биотопливе, которое вполне могло бы производиться, например, из отходов свиного производства АПК «Инвест».
С.Чертков: «Я проголосовал «за», потому что, если все требования экологической безопасности будут соблюдены, то добыча сланцевого газа будет «плюсом» для района. Большая глубина добычи не должна стать проблемой для водоносных горизонтов, пролегающих гораздо выше. И инвесторы обещают использовать до 80% местную рабочую силу и оборудование, изготовленное в Украине. Я, как руководитель райадминистрации, буду отслеживать, чтобы не было вреда людям и окружающей среде. На встрече с министром экологии я задал вопрос: «Будет ли проведена разъяснительная работа с людьми, организованы общественные слушания и т.п.», на что получил положительный ответ. Наш край так «перелопачен» всевозможными карьерами и шахтами, что, если будет использована современная технология и под контролем общественности... не думаю, что добычей сланцевого газа будет нанесен какой-либо вред».
Ю.Шапран (депутат хоть и наш, но от Красноармейского района): «К сожалению, я был в командировке, поэтому на сессии не присутствовал и не голосовал. Но я считаю, что депутаты для голосования не получили достаточной информации. Я также не имею четкого мнения по этому вопросу. Но уж точно, основываться только на одной партийной дисциплине при голосовании не стал бы».
Пока что нам не удалось получить мнению депутата В.Полывяного, но он обещал это сделать попозже.
Мнение «зеленых»
По мнению «зеленых», в Донбассе есть чего опасаться. При использовании фракинга («fracking» - технология добыча сл. газа, не путать с ругательным «fucking») могут пострадать не только подземные залежи питьевой воды (например, уже точно известно, что несколько скважин будут буриться на территории с.Дробышево Краснолиманского района, где существует, по мнению гидрогеологов, самое большое и чистое подземное озеро питьевой воды Донбасса), но также нарушена система древних соленых озер на Славкурорте, да и сами соляные подземные залежи «Артемсоли» тоже могут оказаться под угрозой. Экологи считают, что самой большой проблемой при такой добыче будет не только разрушение и загрязнение окружающей среды, но и практическая невозможность впоследствии восстановления среды и возмещения ущерба. Вот что по этому поводу сказал нам юрист, руководитель ОО "Бюро экологических расследований" Д.Скрыльников: «Действительно, обеспечить ответственность инвестора будет не так-то и просто. Определенные факторы могут проявиться значительно позже, как это, скажем, было в Сосновке, где загрязняющие вещества из терриконов попали в подземные воды и это сказалось лишь через 10 лет, когда у детей начали крошиться зубы».
Дмитрий также говорит: «Если в водоносный горизонт, скажем, попадут какие-то химикаты, - выплыть они могут где-то, в десятках километров от того места, где проводили бурение и гидроразрыв. Впрочем, не следует забывать, что часто иностранные компании работают настолько добросовестно, насколько их к этому вынуждает контроль местной власти".
Галичане есть галичане
Кроме Донецкой и Харьковской областей, такие же согласования Кабмин попросил сделать областным советам Тернопольской, Львовской и Ивано-Франковской. У них планирует разрабатывать сланцевый газ другая американская компания, Chevron. Однако, во время совместного заседания депутаты этих областных советов решили не спешить с предоставлением разрешения на пользование своими недрами. Как нормально ответственные за то, что происходит на их родине люди, они обратились с ходатайством в Министерство экологии о предоставлении полных материалов технико-экономического обоснования и условий разработки месторождений сланцевого газа, прогнозных экологических рисков, объема и порядка осуществления природоохранных мероприятий. Кроме того, интересует депутатов и то, сколько от этого "пирога" (если газ все-таки добывать) достанется местным общинам.
Когда мы готовили этот материал, в СМИ появилось заявление премьер-министра Н.Азарова о том, что соглашение с компанией Shell о совместном разделе продукции от добычи на Юзовской площади будет подписано уже 24 января. В то же время глава правительства посетовал на то, что депутаты областных советов Западной Украины до сих пор не хотят принимать соответствующее решение по соглашению с Chevron.
В.Березин.
Fifty fifty!
С одной стороны привлекают перспективой новых рабочих мест, а с другой - пугают прогнозы экологов. Вот у меня такой вопрос: кому будет уходить этот газ? Украине, украинскому народу, или ребятам из корпорации УкрГазКвас, которые потом его превратят в плохопахнущие денежки!? Так- то, хоть водички попьём, стуча зубами от холода в квартирах без любимого, но дорогого российского газа; и это лучше, чем остаться без штанов, отдавая народные(!) недра "ПРавильным" людям, которые при техногенной катастрофе даже и регионального значения, быстренько соберут в чемоданы свои деньги и ретируются в тёплые страны, чтобы набраться сил на пляжах с ракушками, а нам останется большая раковина (SHELL - в пер. с англ. раковина, что и на эмблеме у компании), которой мы все и накроемся.
http://www.shell.ua/aboutshell/our-business-tpkg/onshore/where-we-operate.html