До этого во Львове мне уже удавалось побывать несколько раз, но впечатления от последнего посещения столицы Галичины я могу сравнить только с пребыванием в Гамбурге, Гааге или Сан-Франциско, где мне тоже посчастливилось побывать. Это было нечто, поражающее не только визуально-звуко-вкусо-нюхательно, но, прежде всего, глубиной доброты и сердечности людей, с которыми мы встречались. Европа, как говорится, она и в Африке Европа…
Народ во Львове всегда сверху власти — даже над ратушей-горсоветом самая главная смотровая площадка, как на Эйфелевой башне.
Один из самых известных львовских гидов Иван Радковец начинает экскурсию у памятника основателю Львова Даниилу Галицкому.
Несмотря на то, что эта поездка проходила в рамках совместной социальной программы обмена Львовской образовательной фундации и Краматорского «Фонда розвитку громади», я, честно признаюсь, решил нырнуть в «Бандерштадт», чтобы выдохнуть из себя все, что накопилось за последние 2 месяца моего баллотирования на выборах в нардепы. Уж где-где, а там, в Галичине, нашей главной и направляющей ПР «пахнет» меньше всего... И результаты очистки превзошли все ожидания.
Что-что, а популярную «Криївку» мы не могли не посетить.
Схід-Захід – рогов ни у кого нет
Познакомившись с нами, принимающие львовяне тоже были приятно удивлены: «Поначалу мы побаивались встречи с вами. Но вы сломали все наши стереотипы о дончанах – мыслите и говорите как и мы». Правда, сказать, чтобы им было очень интересно то, что происходит в нашем угольном крае, нельзя. По словам самих львовян, большинство из них и в Киеве-то редко бывают. Для них Вена, Амстердам гораздо ближе и географически, и по духу. И мы убеждались в этом не только бродя по улицам древнего Львова, - реальной «жемчужине европейской короны», но также каждый раз, когда посещали объекты социальной помощи.
Первая такая структура называлась «Мастерская для людей с умственной неполноценностью». Люди с такими проблемами в теплой и веселой атмосфере трудятся над созданием свечей, сувениров из ткани, дерева, которые потом раздаются по церквям, разыгрываются на аукционах и т.п. Это - часть большой сети организаций всего мира «Лярш-ковчег», которую в 1964 году создали французские священники. Как сказано в буклете: «В Лярше лица умственно неполноценные и молодежь-волонтеры разделяют свою жизнь в сообществе через работу, дружбу и молитву». Мы также побывали в уютном двухэтажном доме, где они же вместе проживают. «Ми творимо стосунки», - лучше, чем о своей работе говорят сами руководители таких мастерских и домов проживания, не скажешь. Визиты таких «ковчегов» из разных стран друг к другу регулярны, как и летние лагеря, позволяющие пожить на природе.
Люди с умственными проблемами сами выбирают, чем заниматься – то ли делать свечи, то ли вышивать бисером, рисовать иконы, открытки и т.п.
Кстати, люди с подобными проблемами здоровья — обязательные участники всех городских массовых мероприятий, во время Евро-12 во Львове они «болели» как на стадионе, так и в фан-зоне, что также является типично европейским моментом.
Завжди поруч!
«В отличие от государственных структур, мы не оказываем услуги – мы с такими людьми одна семья!» - слышали мы и убеждались в этом каждый раз при посещении соцобъектов.
Точно так, под девизом «Завжди поруч!», действует и другая общественная организация - «Центр опеки сирот». Руководитель Центра отец Роман запросто гоняет с ребятами в футбол, играет в другие игры, но, прежде всего, создает свои уголки в школах-интернатах, чтобы ребята ощущали духовную поддержку, готовность волонтеров всегда прийти на помощь в трудную минуту. Раз в неделю капелланы Центра проводят обучение волонтеров, которыми обычно являются старшеклассники и студенты местных ВУЗов.
Кстати, самая распространенная во Львове греко-католическая церковь действительно играет в решении социальных проблем колоссальную роль. Даже мастерские умственно неполноценных людей действуют, в том числе, и при храмах. Но, предвидя отрицательную реакцию на такую работу жителей нашего края (типа, «так священники вовлекают людей в свою паству»), надо сказать, что, в отличие от нас, на западе Украины не порвалась связь времен, большая часть населения осталась верна своей церкви так же, как своим семейным традициям. В чем мы убедились, побывав в Украинском католическом университете, в музее репрессий Украинской греко-католической церкви, в музее выдающегося деятеля этой церкви Патриарха Иосифа Слипого.
Музей стародавности под открытым небом демонстрирует всевозможные церкви, дома, утварь, которые были собраны со всех уголоков Галичины.
Да и, честно говоря, влияние церкви во Львове чувствовалось во всем – от взаимоотношения людей на улицах, в транспорте, магазинах, до работы госструктур и даже горсовета.
Отмечу: бродя по вечернему городу, проходя мимо Ратуши – горсовета, мы были удивлены работе этого органа после 19.00 часов. Оказалось, что как раз в это время проходила сессия, на которой должен был быть принят бюджет Львова. Так вот, депутаты так «оскопили» бюджет содержания местной мэрии, что городской голова слезно просил дать денег хотя бы на телефонную связь. Уверен, что для всех городов Донбасса, где депутаты не только не «простреливают» городской бюджет, а наоборот, «цементируют» все, чего хочет власть, такое априори невозможно.
Они живут и продают «Просто неба»
Не менее интересной была и встреча у Ратуши с неким странным человеком в ярко-желтой куртке. Он предлагал купить такой же желтый журнал «Просто неба». Как оказалось, это «ходячий» проект Львовской городской общественной организации «Оселя», которая является частью международного движения помощи людям без определенного места жительства «Эммаус» (ее во Франции в 1949 году основал отец Пьер). Продавая журналы, бомжи половину стоимости берут на свое существование.
Я разговорился с этим «проектом». Выяснилось, что мужчина этот - местная достопримечательность, прозывается Владимир Гиленко, возрастом 55-ти лет, 10 из которых, после развода с женой, которой осталось все имущество, он бомжует. Познакомился с «Оселей» и стал с ней сотрудничать. Теперь ночует в ночлежке, живет не только за счет продажи журналов, но также и получая деньги за экскурсии по Львову. А еще он выступает по телевидению и в газетах. Причем, у него не только берут интервью, но и сам он регулярно печатается в «Просто неба». Вот поразительный по силе отрывок из его размышлений: «Самые злые слова на свете – «ты мне не нужен» и «я тебя не люблю». Одиночество - страшное состояние, и я не хотел бы пережить его еще раз. Страшно, когда ложь права, а надежда равна нулю. Люди, пусть наше счастье завтрашнее и беда вчерашняя будут по плечу. Эти слова сказаны от всего сердца, душа сама высказала. Душа, рана в которой болит и не знает, когда сможет затянуться. Где ты, целительная повязка, которая исцелит нас с тобой, чтоб наши душевные раны не болели?»... Отмечу, что Владимир в советское время работал на львовском заводе «Микроприбор», и когда узнал, что я из Константиновки, вспомнил, как ездил в наш город на металлургический завод за прокатом.
Бомж Владимир передает привет константиновским металлургам
С проектами по бездомным представители «Осели» нас познакомили довольно подробно. Мы посетили уютные дома их обитания, места, где они питаются, могут принять душ, погладить и получить одежду, постричься, получить первую медицинскую помощь и консультацию соцработника, а также цеха по ремонту старой мебели и магазины, где ее, как и многое другое, можно приобрести, тем самым оказав помощь бездомным. Во Львове им выделили жилье - целое бывшее рабочее общежитие, где обустроен такой цех и находится довольно популярный среди горожан магазин.
Увы, в нашем городе пока даже нет самой элементарной ночлежки, которая все никак не оборудуется.
Праздник, который всегда с тобой
После этой командировки так и хочется сказать: если и было в моей жизни что-то прекрасное, то это было во Львове. Организаторы не скупились на экскурсии и ужины во всевозможных «шоколадницах», «кав’ярнях», «книгарнях». Лучшие экскурсоводы попросту читали поэму о Львове, в которой легенды (оказывается, многочисленные каменные львы города ночью раз в году собираются на Лысой горе), пересекаются с реальностью («Наш самый большой «вклад» в Европу – фекальные стоки, которые мы сбрасываем в Буг»).
Покидая это волшебное царство древних церквей и памятников, старинных зданий, флюгеров, черепичных крыш и узких улочек, подумалось: если и есть города для людей, то это Львов, где каждый шаг, каждый метр продуман для комфорта и уюта людей.
Но все, пора просыпаться и возвращаться в города для заводов, которые рухнули. Зато возвращаться с новыми силами и энергией для будущих свершений.
В.Березин.
P.S. Не знаю, стоит ли об этом писать, но финал нашего недельного львовского жития получился просто сюрреалистическим. Наша группа (всего 7 человек из Краматорска, Константиновки, Артемовска и Харькова) решила к поезду пройтись пешком от центра до вокзала. Путь хотя и был длинный, зато интересный. Так вот, за эти последние часы пребывания в Лемберге, Лео-сити (как еще не называли и не называют этот один из самых смачных уголков Украины!) мы, как бы отматывая назад кино, встречали в виде случайных прохожих и вояку УПА, который в Краивке требовал пароль и давал стакан самогону, и продавщицу-студентку с шоколадом, и водилу на возившем нас оранжевом микробасе, и даже знакомых хлопцев из Донецка, которые тоже приехали сюда «отойти» от нашего регионального удушья. И, в конце концов, мы встретили самого Степана Бендеру, огромного и гранитного, а возле него — бомжей, наркоманов-нюхателей клея, попрошаек... Чего раньше мы не встречали. Ну что ж, без этого больших городов не бывает. Великолепная развязка.
Вы пишете "Люди с умственными проблемами сами..."
В подписи к четвертой фотографии написано "Люди с умственными проблемами сами...". Это некорректно. Пишите международно принятую формулировку "С ограниченными возможностями."