27 июля 1937 года в Кондратьевку в гости к родителям приехала дочь Маргарита с женихом Оскаром. Они учились в Одесском медицинском институте. Вечером в доме собралась вся семья Петкау, накрыли стол. Маргарита и Оскар рассказывали о себе, об учебе и своих планах на будущее... Засиделись допоздна. Младшее поколение детей ушли спать на сеновал, а старшие все еще беседовали, когда явились работники НКВД с оформленными бумагами на арест. Устроили обыск, просмотрев по несколько раз все книги, письма и бумаги. Устроили погром в доме и на чердаке. И ушли, забрав дедушку. Младших детей не будили, и дедушка в своих воспоминаниях написал, что он очень сожалел, что не попрощался с ними.
Младшие дети семьи Абрама Петкау, Кондратьевка 1935-36 г.г.
Мой отец вспоминал, что когда он с братом Иваном и сестрой Лизой рано утром проснулись и пришли в дом, то увидели, что вся семья плачет. Что случилось? Им рассказали об аресте отца. Вскоре все взрослые отправились на работу, а младшие в школу. Весть о том, что этой ночью было арестовано 8 людей немецкой национальности и отправлено на автомашине в Константиновку, быстро облетела все село. Были арестованы: председатель немецкого колхоза им. К.Либкнехта Вильгельм Мюллер, бригадир полевой бригады Герхард Мартенс, бригадир овощеводческой бригады Абрам Петкау, а также другие жители села: Абрам Ремпель, Генрих Дик, Дмитрий Дик, Василий Касдорф и Яков Фрезе.
Отец рассказывал: «На следующий день рано утром Мария и Анна Петкау отправились в Константиновку, чтобы передать своему отцу в тюрьму еду и вещи. Работники тюрьмы наотрез отказались принимать передачу, заявив, что врагам народа еда не нужна. В течение двух недель Мария и Анна ежедневно отправлялись в Константиновку с передачей для отца и каждый раз получали отказ. В конце второй недели им сообщили, что их отца увезли в Артемовск. Они стали и туда ездить, но и здесь передач не принимали и отказывались сообщать какую-либо информацию об арестованных. Только через полтора месяца пришло из Магадана письмо от отца. Он сообщал, что доставленным во Владивосток было заявлено: «осужденные и получившие срок - в одну сторону, а неосужденные - в другую». Суда не было. И отец отправился в «другую сторону», но ему заявили, что он осужден на 10 лет по 58 статье как враг Советского народа. Вскоре всех осужденных отправили на пароходе в Магадан».
С середины августа аресты жителей Кондратьевки возобновились. Каждую ночь арестовывали несколько человек. Все жители села жили в страхе и ожидании ареста, а женщины стали заранее готовить для своих мужчин сумки с теплыми вещами и едой. Поздней осенью и в течение зимы было арестовано практически все взрослое мужское население немецкой национальности села. Согласно опубликованным спискам реабилитированнах жителей Донецкой области, в Кондратьевке было арестовано 80 человек немецкой национальности и 12 русских и украинцев. В собранных мною списках числится 125 жителей немецкой национильности, проживавших в Кондратьеке и арестованных в этот период.
Никто из жителей Кондратьевки не знал о судьбе арестованных, но надеялись, что те живы и находятся в лагерях. Так, моя тетя - Анна Заватская (урожденная Петкау), до последнего дня своей жизни хранила свадебный костюм мужа, надеясь, что он когда-нибудь вернется к ней. Она умерла от голода в 1942 году в Казахстане.
С середины 50-х годов на запросы люди стали получать фальшивые документы, в которых говорилось, что их родственники в период войны умерли в лагерях от болезней. И только после перестройки появились правдивые документы о расстрелах. Информации о том, где находятся могилы расстрелянных людей, у меня не имеется.
Мой дедушка пережил это страшное время и вернулся живым из сталинских лагерей, но никогда и никому про этот этап своей жизни он ничего не рассказывал. Освободившись, проживал в семье своей дочери Маргариты в Киргизии, вел домашнее хозяйство, воспитывал внуков и правнуков и умер на 96-м году своей жизни. В 1992 году, разбирая дневники деда, мой отец обнаружил написанные дедом воспоминания с детских лет и по 1937 год. Эти воспоминания и для меня стали отправной точкой для сбора информации о моих предках и в частности об истории села Кондратьевка и судьбах всех ее жителей.
Из истории семьи Петкау
Корни семьи Петкау уходят в Западную Пруссию. Так, среди членов меннонитской общины с. Тигенхаген числился Яков Петкау (1714 Тигенхаген, Пруссия – †01.01.1790 Пруссия). Его сын Яков Петкау (10.12.1759 Tигенхаген, Пруссия -†18.08.1818 Бурвальде, колония Хортица, Россия), сапожник по профессии, в 1796 г. с семьей выехал в Россию и первое время проживал в с. Хортица. В 1803 году он, вместе с 26 другими семьями, переселился во вновь основанное село Бурвальде (русское название Бабурка). Здесь и родились мой прадедушка Абрам Давидович (05.12.1854 ) и дедушка Абрам Абрамович (19.10.1885). В 1902 году, после третей неудачной попытки переселиться в Америку (в Ливерпуле при медосмотре у моего дудушки обнаружили трахому и путь в Канаду оказался закрыт), мой прадедушка вернулся в Россию и поселился в селе Мазаевка, расположенном около г. Миллерова. В этом селе проживали меннониты, заключившие договор на аренду земли. Здесь мой дедушка 5 октября 1907 года женился на Елене Ремпель (24.01.1888 Николаевкa, Игнатьево - 01.1942 Энбек, Kaзахстан, умерла от голода). Вскоре после свадьбы пришло сообщение, что землю, арендованную жителями села, перекупил один русский маклер и объявил о прекращении аренды. Семья моего прадедушки отправилась в Сибирь, где переселенцам от государства предлагались бесплатные участки. А мой дедушка вместе с семьей своего тестя Николая Ремпеля поселился в 1908 г. в с. Кондратьевка. У дедушки с бабушкой было 10 детей. История семьи была опубликована мною на немецком языке в 2005 г. в книге: „Das Petkau Buch“. Книга содержит описание истории меннонитов (к которым принадлежали и мои предки), историю семьи Петкау с 1715 года. В ней дана подробная информация о 1520 наследниках по линии моего прадедушки Абрама Давыдовича Петкау (1854-1936). Проживают наследники сейчас в Германии, России, Казахстане, Туркмении, Украине, Бразилии и Канаде.
Опираясь на дату первых арестов, проведенных в с. Кондратьевка 27 июля 1937 года, этой статьей я хочу почтить память жертв террора, а руководству села предлагаю организовать траурный митинг, посвященный памяти жертв сталинских репрессий. А в дальнейшем подойти к созданию Мемориальной доски, посвященной памяти этих расстрелянных и погибших в лагерях ни в чём неповинных жителейсела Кондратьевки.
Виктор Петкау, Дортмунд, Германия – наследник одной из проживавшей до осени 1941 года в этом селе семьи немцев-меннонитов
От редакции: Благодаря стараниям Виктора и поддержке районных властей, 27 июля в 14.00 часов в центральной городской библиотеке состоится вечер памяти жертв сталинских репрессий села Кондратьевка. Во время встречи будет проведен телемост Константиновка-Германия, в котором бывшие выходцы Кондратьевки и их потомки, проживающие в Германии, будут общаться с представителями нынешней громады села и нашего района. Приглашаются все заинтересованные лица.