Чем чаще приходят в редакцию горожане со своими бедами, чем детальней пытаемся в них разобраться, тем яснее становится единственный возможный выход из грандиозного бардака, в котором находится наша жилищная сфера — люди сами должны взять на себя ответственность за состояние их домов, иначе «энтропия» будет только нарастать.
Примеры такой ответственности жильцов в городе есть. Многоэтажка по ул. Горького, 29 как остров в коммунальном море — обитаема и независима уже двадцать девять лет. Самостоятельность этот кооперативный дом обрел с момента своей постройки в 1981 году, и с тех пор ЖСК «Космос-16» ведет хозяйство и решает проблемы безо всякой помощи городских властей, СЕЗов, ЖЭКов.
Обыкновенная пятиэтажка в шесть подъездов даже в кризисное время пользуется спросом у покупателей жилья, и квартиры здесь раскупаются быстро.
Председатель кооператива Лидия Химич видит причину не только в том, что дом достаточно комфортный и ухоженный — чистый двор и фруктовый садик в нем, ремонт в подъездах, металлические двери и т. д.
— У нас практически отсутствует квартплата, я имею ввиду ежемесячные сборы на обслуживание дома, — объясняет Лидия Дмитриевна. — С каждой квартиры в месяц платится 7,2 грн., на зарплату председателю и бухгалтеру и наружное освещение. А на ремонты деньги собираем отдельно, по мере необходимости. Все очень довольны, что мы не зависим от города, почти не видимся с исполкомовскими чиновниками, уже несколько лет и на совещания не ходим, они не лезут к нам, а мы к ним. Да и от служб типа водоканала и Теплосети зависим условно, со своими коммуникациями справляемся сами. Вот только Теплосеть все пытается на меня надавить, чтобы я не выдавала своим жильцам акты на отключение от отопления.
Обязанности председателя ЖСК Лидия Химич, бывший автостекольский бухгалтер на пенсии, выполняет восемнадцать лет. За это время превратилась в «матерого» управдома, вникла в тонкости отопительных систем, электропроводки и канализации, завела полезные знакомства среди частных подрядчиков, которых много раз нанимала на ремонтные работы. Еще на ней обязанности паспортиста, до недавнего времени — бухгалтера и вдобавок озеленителя двора. Дворника в ЖСК не нанимают, так что председатель еще и подметает придомовую территорию, правда, орудовать метлой на глазах у соседей стесняется и убирает двор рано утром. Быть управдомом у нее получалось настолько успешно, что женщине предложили возглавить еще два кооперативных дома, где среди своих жильцов активных администраторов не нашлось. Но после нескольких лет от такой нагрузки Лидия Дмитриевна устала и сейчас занимается только своим ЖСК.
— Дому повезло с подвальными коммуникациями, пока держатся, только стояки там тепловые поменяли. Но сбор денег всегда проблема, — говорит Лидия Дмитриевна. — Потекла над одним из стояков кровля, надо три тысячи на ее ремонт, но никак не уговорю сдать деньги ни соседей по подъезду, ни по стояку, второй и третий этажи проблемам пятого тоже не сочувствуют, и считают, что до них осадки не достанут. Получается, что людям нравится жить в кооперативе, не платить квартплату, но отвечать за дом и что‑то в него вкладывать хотят далеко не все. Была пару лет назад история: в соседнем кооперативном доме, где я по совместительству председателем была, жильцы на чердаке разобрали над квартирой соседей дополнительный изоляционный слой — кирпич, видите ли, был нужен им на дачу. Я их случайно «застукала» на горячем, но мои доводы, что с собственным домом так обращаться нельзя, на них не подействовали, мне даже пригрозили, что и мне кирпич на голову свалиться может.
К счастью, «погоду в доме» делают активные люди, готовые и плечо председателю подставить, и к еще большей самостоятельности, — например, уйти от централизованного отопления. Автономками здесь обзавелись пять квартир из девяноста, еще десяток ухитрились отказаться от централизованного отопления и в преддверии лета таких желающих будет еще больше. С недавнего времени в доме стали заговаривать о мини-котельной, вроде и помещение для нее в подвале найти можно. Но состоятельных жильцов в доме маловато, так что пока решили остановиться на минимальной тепловой «реформе» — установить в доме тепловой счетчик. Стоит он около трех тысяч гривен и опять придется уговаривать людей раскошелиться, но председатель считает, что «овчинка стоит выделки».
В. Гейзер.
Управдом.
Управдом