- Давайте помечтаем, что мы где-то в 2050 году. Обязательно к этому времени молодежные организации, школы, институты будут иметь возможность получать на конкурсной основе бюджетное и небюджетное финансирование своих идей и предложений, это называется фандрайзинг. Это помогает развивать инициативу молодежи не на словах, а на деле. Не лучше ли сделать это уже со следующего бюджетного года? А деньги можно найти, сократив совершенно ненужные бюджетные структуры по работе с молодежью, культуре, образованию, зачем подменять школы, учреждения культуры и спорта? Давайте лучше отдадим деньги организованным ребятам для разработки интересных проектов.
Владимир.
- Прежде всего, Владимир, советовала бы Вам быть более оптимистичным. Если мы будем не только разговаривать и мечтать, но и активно работать над изменениями в городе и стране в целом, то станем полноценной Европой много раньше, чем в 2050 г. Ваш вопрос несколько противоречив. Вы правы, говоря о необходимости активного участия учебных заведений различного уровня, негосударственных общественных организаций в реформировании общества. Но, во-первых, этот процесс уже полным ходом идет. На примере Донецкого национального университета могу сказать о деятельности студентов в этом направлении. Ближайшее мероприятие – участие молодежных организаций в проведении Дня Европы в Донецке 16 мая. Евроклуб Донецкого университета в этот день проводит Всеукраинскую ученическую олимпиаду по европейским студиям. В ДонНУ накоплен и большой опыт работы с различными фондами – «Возрождение», «Конрада Аденауэра», «Ялтинская европейская стратегия» и др. по информированию людей об евроинтеграции, мониторинге прессы и органов местного самоуправления и т.д. Интересные проекты за счет государственного бюджета были предложены Минобразования и науки Украины, МИДом. Уже не первый год проводит конкурсы на получение грантов и Донецкая ОГА.
– Во-вторых, ваше предложение сократить бюджетные структуры - фактически давно известный лозунг «забрать и разделить». Где конкретные организации молодежи? Где инициативы по получению грантов различных фондов? Может быть, представители молодежных организаций должны прийти на заседание комиссии с конкретными предложениями и проектами? Не слишком ли часто мы ограничиваемся поиском «соринок в чужом глазу»?
«Ненужные бюджетные структуры» надо не ликвидировать, а менять их функции, повышать эффективность, сделав акцент на координирующую роль, информирование неправительственных организаций о возможности получения финансирования из различных источников. Совсем недавно студенты ДонНУ специальности «международные отношения» вошли в студенческий совет при Министерстве иностранных дел. Почему бы нам не создать общественный молодежный совет при городском совете? Но туда должны войти представители реально существующих и работающих молодежных организаций, которые получат не только определенные права, но и не менее конкретные обязательства.
- В свою очередь я могу пообещать всяческое содействие – информационное, методическое – действующих молодежных организаций Донецкого национального университета. Обращайтесь.
- Госпожа Зайцева, как вы провели до безобразия растянутые пасхально-майские праздники? Надеюсь, радостно и с пользой для здоровья. А мы тут в Констахе чуть от водки не окочурились. Не пора ли задуматься о создании в городе современной индустрии развлечений?
С уважением, Анюта.
- Вот на эти праздники мы с мужем занимались огородом и цветником. Я выделила один день, с внуками мы были в лесу. Такие были выходные - для меня действительно радостные и с пользой. Это, скорее всего, не рецепт праздников для Анюты, но «окочуриваться от водки» очень глупо, это пустая трата жизни. Человек сам определяет, скучно ему жить или нет. И у нас в маленьком городе можно найти, чем себя занять. Давно ли Анюта была в кинотеатре «Спутник», - он работает, я иногда захаживаю; или в спортзале? Есть ДК с его кружками для всех возрастов. Чтобы с пользой проводить свободное время, считаю, не нужна какая-то особая индустрия. Даже выбирая развлечения, не следует лениться душой и умом, иначе скучно будет не только в провинции, но и в мегаполисе. К сожалению, наша молодежь теперь почти не читает, забыли, что у нас есть библиотека, там еще и интернет-клуб работает, не интересны книги - приди и погуляй по Сети. А кафе и клубов у нас и так много. Детей сейчас встретишь с бутылкой пива чаще, чем без нее. Что с этим делать? Это от родителей зависит, прежде всего. Запретительные меры и законы необходимы, они должны останавливать продавцов алкоголя, а подростка или молодого человека простым запретом только спровоцируешь. Ну давайте уберем с прилавков пиво и сигареты, - это реально? Нет. Думаю, семья тут главную роль играет, надо самим чаду пример показывать, развивать ребенка с малых лет, показать, как интересен мир и без этих допингов.
- А игровые автоматы, как вы относитесь к этой проблеме? От нее страдают прежде всего дети, тот контингент, который вы, как педагог и депутат, должны опекать. Как вы собираетесь бороться с ними как председатель профильной депутатской комиссии?
Вопрос «Провинции».
- Это повсеместная беда, все города ими заполнены. На одной из сессий мы запрашивали налоговую инспекцию, нам дали информацию, что в городе у нас около сотни игровых автоматов. Мы включили в план работы депутатской комиссии этот вопрос, но пока результаты не особенно впечатляют. Я беседовала с директором ОШ № 11, они проводят рейды, смотрят, анализируют, откуда у ребенка берутся деньги на игру. В эту борьбу обязательно должна включиться школа, она работает с семьей, ну и, безусловно, милиция. У нас есть лицензионные автоматы, - они хоть доходы в бюджет дают, а есть поставленные без лицензий и патента, незаконно. Такие было бы проще убрать с улиц, и мы будем постоянно будировать перед исполнительными властями и на сессиях эту проблему, пока хоть что-то не сдвинется с места.
- Как вы оцениваете новшество этого года – тестирование вообще, и в частности для взрослых? Многие вузы в ужасе, что оно сведет на нет число поступающих на заочные отделения. Не опасаетесь такой же судьбы для вашего центра? Друзья говорят, что на тестирование в КИТ уже не пришло полторы сотни из заявленных выпускников прошлых лет. Не кажется ли вам, что эти тесты вообще отнимают возможность у людей получить высшее образование, даже на платной основе?
Люся, мечтавшая стать студенткой.
- По моему глубокому убеждению независимое тестирование, – это нужная форма. Оно оценивает не только ученика, но и школу. Ведение такой практики поможет существенно изменить украинское образование. Вводить его надо было рано или поздно, но лучше было делать это постепенно. А тесты должны были составлять не теоретики, а практики, которые ежедневно заходят в класс и работают с реальной учебной программой. Меня беспокоят предварительные прогнозы Центра независимого оценивания, там предполагают, что процентов сорок детей внешнее тестирование не пройдут. Надеюсь, что в таком случае в этом году результаты тестов не будут учитывать при поступлении в высшие учебные заведения. А иначе, куда деваться выпускникам, которые планируют поступать в вузы? Оценивание проходят полмиллиона детей по Украине, «за бортом» на целый год останутся 250 тысяч выпускников, это несправедливо. А что касается выпускников прошлых лет, то они должны были следить за новшеством, если собирались поступать. В пункте тестирования в КИТе оценивание прошли человек триста. Никто от образования людей не отрезает. Для нас, высшей школы, надо, чтобы выпускник прошлых написал хотя бы на 123 балла, это на «тройку», и он будет студентом. Выпускники КИТа-экономисты идут к нам в центр на экономический факультет без тестов, по собеседованию, на третий курс, так как мы работаем по интегрированным программам и заключили договор. Так что нашему центру, надеюсь, катастрофический недобор не грозит. Но он конечно будет в вузах, и не только по результатам тестирования, это тенденция не одного года. Главная причина – это демографическая ситуация. Было время, когда школы ежегодно выпускали по 2 тысячи выпускников, а в этом году их – чуть больше 400. Ну а результаты тестирования в итоге послужат предметом размышления для школ. Думаю, в первую очередь в школах необходимо сделать профильные классы, для математиков и гуманитариев, тогда подготовка будет более глубокой и тестирование будет проходить успешнее.
- Хотел поступать к вам в Донецкий национальный университет (хорошо, что в городе есть), но меня переубедили знакомые, рассказав, какие взятки приходится платить за контрольные и сдачу сессии. Как будет обстоять дело дальше?
С большим уважением, Александр.
- В нашем вузе студенты не платят преподавателям, а платят за обучение официально, через банк. Я, конечно, обиделась, прочтя на сайте такой вопрос, но оставлять его без внимания нельзя. За восемь лет ни один студент не «ткнул» преподавателю деньги, готова присягнуть. И вообще, в Донецком национальном никто никому не платит, это унижает вуз, а репутация - большая часть нашей работы. Может быть, Александру «советовали» люди, которых вообще отчислили за невыполнение учебной программы? Я благодарна тестированию за то, что придут очень подготовленные, сильные студенты. Студент, который не учился в школе, не знает основ предмета, конечно, затруднится писать контрольную. Но тут уж извините, лениться не надо, в вуз поступают, чтобы учиться.
На счет взяток