Системный кризис в Украине лишь усиливается. Политическая его составляющая на поверхности, достаточно прочитать требования Майдана. Но возможное объяснение силы произошедшего взрыва народного недовольства в том, что европерспектива давала надежду на решение застарелых, хронических, системных проблем страны. Отказ же от европейского выбора (или циничная игра с ним) затронул саму суть украинской самоидентификации. Сознательный украинец воспринимает Россию, в лучшем случае, как того соседа, которого, увы, не выбирают. А вот Европу — как дом родной. И считает, что вернуться туда блудному сыну время пришло.
Смена вектора с европейского на таможенно-таежный стала, по моему мнению, серьезной ошибкой власти. Одна из причин этого — пропасть непонимания между западом страны и востоком. Непонимание вызвано причинами историческими, культурными, экономическими и т.п. Иными словами, то, что «электорат» в Донбассе воспринимает как норму, в Галиции может вызвать революцию. Чем дальше идет кризис, тем все более зримой становится разница потенциалов в регионах. Обычно демократические страны с таким региональным разбросом имеют федеративное устройство.
Попробуем представить карту федеративной Украины: Крым, Киевская земля, Волынь, Галиция, Закарпатье, Запорожье, Слобожанщина, Причерноморье (Одесса, Херсон, Николаев), Подолье, Донбасс. А теперь представим вероятное будущее двух полюсов этой схемы — Галиции и Донбасса.
Львовщина не имеет мощного индустриального потенциала. Там предприятия малые и средние. Пищевая промышленность, строительство. Уже сейчас есть такие, что свою технологию привели в соответствие с европейскими стандартами. По причине чего их продукция уже продается в ЕС. Имеется в наличии мощный туристическо-рекреационный потенциал, развитое сельское хозяйство. Отрегулировав законодательство, решив проблему коррупции, проведя люстрацию, — регион способен, как минимум, за год-другой выйти на уровень Латвии или Словакии. А если Европа предложит региону план мини-Маршалла, то не исключено и «экономическое чудо» — выход на уровень Словении. Исторический опыт показывает, что та же Польша, вступая в ЕС, потеряла значительную часть своей тяжелой индустрии, но за счет малого бизнеса ВНП вырос в 4 раза.
Теперь о Донбассе. При федеративном устройстве регион отдает в центральный бюджет страны минимум средств на содержание центрального правительства, оставляя заработанное у себя. Что будет с индустрией нашего региона? Если Донбасс будет жить на свои доходы, то как быть с теми же дотационными предприятиями и целыми отраслями, как, например, с угольной? Сейчас работают нерентабельные шахты, дотации идут из общегосударственного бюджета (платит вся Украина, не только наш с вами карман). При нашей тотальной коррупции, с этого кормятся чиновники в центре и на местах, шахтовладельцы, «крыши разного уровня», милиция, медики, выписывающие «липу» и т.д. Что-то перепадает и шахтерам. Уголь на копанках также сдается на официальные шахты и за него платит дотацию государство. Парадокс, господа: чем успешнее работает коррупционная экономика, — тем беднее живут простые люди.
В соседней России есть дешевый, добываемый открытым способом уголь, там все убыточные шахты закрыты давно. Есть дешевый уголь на мировых рынках. Потянет ли Донбасс коррупционные схемы угледобычи, если экономически независимые регионы Украины предпочтут гораздо более дешевый и качественный импортный уголь? А как быть с тепловой электрогенерацией Донбасса на дорогом угле и импортном, еще более дорогом русском газе, если есть более дешевая избыточная електроэнергия АЭС? Сейчас цена на электроэнергию на энергорынке страны искусственно завышена за счет ущемления атомщиков. В федеративной Украине, имея у себя в Ровно или Хмельницком АЭС, именно эта дешевая энергия сделает неконкурентноспособной старые, изношенные теплоэлектростанции Донбасса, принадлежащие нескольким олигархам.
А как быть с сельским хозяйством? Крупные агрохолдинги не выполняют нормы севооборотов, истощают почву. Через 2-3 года такого хозяйствования останется искалеченная земля, да статистика недолгого «зростання». А еще убивающие окружающую среду огромные свинокомплексы... Плюс поля добычи сланцевого газа, где Константиновка оказалась в самом центре газоносных площадей...
А еще наше население... Патерналистски настроенное, пассивное... К ПР доверие во многом подорвано, но это не значит, что оно возросло к оппозиции. Что радует, нет такого яростного отрицания Майдана, как в 2004. Это дает надежду, что распада страны не будет.
А федерализация, но обязательно при сломе коррупционной системы, вполне вероятная перспектива нашей прекрасной Родины — Украины.
И.Бредихин.
"Сознательный украинец
"Сознательный украинец воспринимает Россию, в лучшем случае, как того соседа, которого, увы, не выбирают. А вот Европу — как дом родной."
Безаппеляционно однако!
"Светлое" будущее Галиции и бесперспективность Донбасса" - тезис заслуживает отдельной монографии.
Что отчетливо увидел думающий человек во время революции - так это то, что журналистики и журналистов в нашей стране не существует. Есть только пропагандисты и агитаторы, фейкоделы и пустозвоны.