В прошлую пятницу обычно вялотекущее течение районной сессии буквально взорвало рассмотрение вопроса №14 повестки дня. Что это был за вопрос? Продолжение пресловутой «медреформы», за которую выдают банальное уничтожение старой системы здравоохранения, которая для власти давно — что известный «чемодан без ручки».
Сколько можно «кастрировать»?
Вначале с трибуны прозвучал традиционный доклад по теме зама председателя райгосадминистрации Н.Тимофеевой, в котором призывали депутатов проголосовать за очередную «оптимизацию»: ликвидацию амбулатории в Яблоновке, с организацией вместо неё фельдшерско-акушерского пункта (ФАП), а также закрытие ФАПов в Русин Яре и Александрополье (их предлагалось как бы «присоединить» к амбулаториям в Полтавке и Правдовке).
Но тут взорвалась «бомба», которую «подбросил» пришедший на сессию (самовольно, как возмутилось медруководство) руководитель сокращаемой амбулатории в Яблоновке, врач высшей категории Н.Булатецкий. Он задал тон дискуссии: «Я не понимаю логики этих предложений. Мы обслуживаем территорию более 20 километров, стратегически амбулатория расположена возле государственной трассы, ландшафтного парка, культурного центра района, в который сейчас превращается Александро-Калиново, рядом находится опасный аммиакопровод... Как можно здесь уменьшать приближенность оказания врачебной помощи? С января следующего года предусмотрена концентрация коек в больницах Артемовска, Краматорска, а вдруг в Константиновке закроют стационар, что мы тогда будем делать? Закрывать амбулаторию категорически нельзя!».
Несмотря на робкие попытки чиновников — начальника финотдела района и главного врача первичного медико-санитарного центра — «отбиться» от доводов медика-профессионала, присутствующий на сессии народ поднялся против дальнейшего «покращення» в районной медицине «в едином порыве». Особенно заволновались председатели сельских советов. «Сколько можно кастрировать нашу медицину», — заговорили они.
Обидели чиновницу
Но дальновидное руководство района припасло «рояль в кустах», пригласив на сессию заместителя начальника департамента здравоохранения по вопросам реформы И.Окуневу. Вызывая ее на трибуну председатель райсовета А.Оносов попросил объяснить — почему деньги, и большие, на медицину область выделяет, а вот в сельскую местность они не доходят? Да и вообще, если проехать по селам, то это больше будет походить не на реформу, а на ликвидацию медицины. И, несмотря на запрещенное Основным законом, то бишь Конституцией, ухудшение медобслуживания, «именем революции» амбулатории, ФАПы всё закрываются и закрываются? При этом «прозревший» г-н Оносов постоянно допускал оговорки «по Фрейду», употребляя вместо сакрального «оптимизация» прямое слово «закрытие»...
Немного опешив от нежданного критического напора, областная чиновница стала что-то растерянно и невнятно говорить о недостаточном финансировании, неизбежности оптимизации и выходе из положения — создании пунктов временного базирования, которые будут содержаться за счет сельских советов. Она призвала подумать о медработниках в других местностях, которые задыхаются и принимают тысячи больных... В конечном итоге немолодая женщина договорилась до того, что её департамент вообще не имеет отношения к обладминистрации(!?), а сама она — такой же врач, как и остальные, кого не радует происходящее...
Когда и швабра стреляет
Здесь в бой вступила «крупная артиллерия». Причем, так эмоционально и смело она не «стреляла» во времена нахождения в руководящих креслах. Первой поднялась бывший районный голова, ныне — рядовой депутат райсовета Т.Поправка: «Вы в Киев даете информацию, что тут на местах происходит? Там же наши руководители, объясните им, что в сельской местности такая реформа не нужна!..». При этом то ли в сердцах, то ли по необходимости, но Татьяна Борисовна гневно махнула рукой и покинула зал.
Поддержал Т.Поправку и В.Беленец, долго работавший с ней в «тандеме» головой райгосадминистрации: «Любая реформа должна дать положительный эффект. Что улучшилось? Практически ничего. Бензина, автобусов нет — добраться нечем. Если в городе закроют кардиологию и перенесут в Горловку, то назад все будут приезжать «в белых тапочках». Мы развалим то, что было создано. По этой реформе надо бить тревогу — люди взбунтуются, вспомните меня!».
За своих избирателей вступился и директор «Автодора» В.Купенко: «Мне всё равно, что тут медики и финансисты говорят! Меня интересуют мои избиратели из Русин Яра. Почему нам вдалбливают, что выход — только закрытие? Почему не защищают людей? Я не могу взять грех на душу и просто их «кинуть». И призываю всех голосовать против закрытия. Надо всем стучаться во все двери!».
Реальные кошмарные примеры состояния дел в районной медицине нарисовала депутат А.Синельникова: «Если нам говорят о создании на базе наших ФАПов каких-то временных пунктов, то они не понимают, о чем говорят. Представьте себе сейчас наш ФАП... Процедурная — это маленькое помещение, в нем — пеленальный стол, две тумбочки, за которыми под капельницами капаются по 8-9 человек. Одновременно! А вместо штативов — швабры! И одна единственная медсестра. Она же может не те лекарства и не тому закапать!? Вы село наше без медпомощи в яму загнали. И на выходных никого нет. Куда людям идти?..».
Чем сердце успокоилось
Как ни настаивали финансисты и медицинские руководители района на «затягивании поясов» (если не оптимизировать, то на следующий год в селах будет просто катастрофа — ни зарплаты, ни бензина, ни энергоносителей, ни медикаментов), но районные власти отказались идти по заранее придуманному сценарию.
Председатель райгосадминистрации С.Чертков, медленно подбирая слова, высказался «не гнать лошадей», а сделать паузу и не закрывать медучреждения: «Эти сокращения для меня... как из-под палки. Нас просто загоняют в угол. Поэтому мы сейчас заморозим патовую ситуацию, в которую все попали, и будем думать, как поступить. Можно опять написать Президенту, бумага все стерпит. Но вряд ли что-то изменится, тем более обычно наши письма ему не доходят. До конца года при помощи сельсоветов профинансируем эту амбулаторию и ФАПы (хотя на них нельзя всё вешать), а потом посмотрим...».
Его поддержал председательствующий на сессии А.Оносов.
Депутаты единогласно проголосовали за перенос рассмотрения этого вопроса «на более поздний срок». Мы подняли подшивку нашей газеты и посмотрели, что говорили о начале медреформы на подобной сессии в октябре 2011 года. Прямо в воду глядела заведующая Новодмитровской больницы, депутат Т.Смоляк: «По медреформе руководство страны ведет себя как настоящая мафия, сделавшая нам уж слишком навязчивое предложение, от которого невозможно отказаться. А районное руководство у них в заложниках...». Два года уже продолжается эта «битва»...
В.Березин.
..Угробят похоже Украину...
Оно то понятное дело, - реформа болезненная манипуляция, а тут какая то ампутация сельского населения что ли...боюсь и городского. С такой моделью медобслуживания через пару лет райадминистрация будет упразднена....нечего будет администрировать, разве что сорняки на брошенной земле - без людей!!! Интересно а кто и чем смазывает инспекции и отчетность по "медреформе", опять рука руку моет?...а здесь, на местах, все от рядового гражданина до руководителей района в "тупиковом пате" вынуждены отложить рассмотрение вопроса...Как то это и не по совести и не по людски, да и не по-партийному с "услышу каждого" выходит, это оказывается не полномочия представительской власти? И что будет делать госаппарат если до бунтов докатимся...перезвонят по цепочке вниз от шумного телеэфира к возу в котором и коняка сдохла давным давно, просто "не доложили вовремя"?! Я все чаще ловлю себя на мысли, что Константиновские края просто уничтожают. Промышленность угробили, производства скоро металлоломом доплавят, знаменитый хлеб обречен и т.д. Может не будем ждать стадии "региона пустыни" в форме "региона разрухи"...а сразу сдадимся тем кто нас уничтожает? ! Зачем обычным людям страдать от того что "паны чублятся"?