В нашем регионе отметился визитом известный киевский журналист Вахтанг Кипиани. Он сотрудничает с телеканалом TVI, но сейчас больше времени уделяет редактированию сайта «Историческая правда».
Журналисты «Провинции» встретились с ним на днях в центральной городской библиотеке Краматорска. Он презентовал украинский перевод книги российской журналистки Ларисы Бураковой «Чому Грузіі вдалося» киевского издательства «Дух і літера».
Вахтанг оказался приятным в общении собеседником, с безупречным украинским. Его изложение грузинской ситуации оказалось невероятно информативным, аналитичным, захватывающим. Читая потом книгу, я поймал себя на мысли, что аудиозапись лекции Кипиани была бы интереснее самого текста.
Вахтанг сказал, среди прочего, что либеральные реформы, пусть и ограниченные, в стиле грузинских, возможны и у нас при нынешнем правительстве, была бы политическая воля. Украина куда более богатая страна, чем Грузия, ее возможности несопоставимо большие, «жировая прослойка» толще, потому есть возможность откладывать кардинальное реформирование страны.
Не то было в Грузии. В 2004 году после революции роз молодой команде досталась страна, 20% которой, Абхазию и Южную Осетию, фактически оккупировала соседняя Россия, поддержав там сепаратизм советских автономных образований. Аджария из состава страны не выходила, но центральному правительству подчинялась лишь номинально. Власть криминальных авторитетов. В одном из социологических опросов 2002 года 25% школьников сказали, что хотели бы стать криминальными авторитетами. Коррумпированный государственный аппарат. Роскошная жизнь министров при зарплате в 20 долларов. Милиция, ворующая бизнесменов ради получения выкупа. Гаишники, поделившие между собой дороги, каждому досталось километра по 3-4, и собирающие с каждого автомобиля плату за проезд. Разгул уличной преступности. Коррупция, как способ мышления и взаимодействия в обществе, когда закон существует лишь потому, что установлена для бизнеса и всех желающих такса за его нарушение. В домах - электричество по несколько часов в день, зарплаты в 20 долларов, пенсии в 4-6 долларов. Старая советская инфраструктура развалена.
Кажется, идеальная площадка, чтобы загнать непокорный и гордый народ в обновленное российское стойло. Но грузины яростно любят свою Родину. Называйте это национализмом, но без этого чувства страна долго не проживет. С этой любви и началось возрождение.
Из Москвы пригласили либерального идеолога и успешного олигарха Каху Бендукидзе. Батоно Каха стал ключевой фигурой реформ. Бендукидзе стремительно продает свой российский многомиллиардный бизнес и возвращается в Грузию. Пусть он теряет при этом миллиарды, но это цена патриотизма, цена любви к своей родине. И они успевают начать реформы вовремя, пока еще послереволюционный кредит доверия не исчерпан.
Начали с дебюрократизации и сокращения госаппарата. Став министром экономики, Каха Бендукидзе оставил на работе в своем министерстве 50 чиновников из тысячи. Оставили умных, компетентных и деловых, к ним набрали еще человек 280, часто выпускников вузов. То же происходило и в других министерствах.
Этот процесс сопровождался пересмотром функций и бюджетов. В результате сокращались целые службы, департаменты, даже министерства. Так избавились от санэпидемнадзора, техосмотра, сертификации лекарств и многого другого. Ну зачем сертифицировать уже проверенное в Германии немецкое лекарство? Они что, своих больных травят?
Наиболее известной стала реформа милиции. За один день уволили 15 тысяч гаишников. Без выходного пособия и без пенсии. Уволенные понимали: пойдут в суд - компромат найдется на каждого. Вместо уволенных взяли молодых, некоррумпированных. Дали зарплату в десять раз большую, для начала поставили под жесткий контроль. В первые месяцы сажали за взятку в 10 лари на десять лет молодых ментов десятками. Остались честные.
Справились молодые реформаторы и с проблемой воров в законе. Для них построили отдельную тюрьму, чтобы исключить их общение с обычными заключенными. Нет в камере «мужиков», - значит, за собой убирают законники по очереди. Было восстание, при подавлении которого убили 11 авторитетов. В Грузии принята беспрецедентно жесткая норма, объявляющая вне закона любого авторитета, независимо от того, есть за ним криминал или нет. Те, кого не успели задержать, переехали в Россию и Украину. Депортация на родину для них теперь - самое страшное наказание. Когда выяснилось, что воры руководят своими группировками из тюрьмы по телефонам, изъяли у них сим-карты, несколько десятков адвокатов получили по семь лет за передачу сим-карт при встречах с подзащитными. Грузия стала безопасной страной. Уровень преступности сейчас ниже, чем в конце 1980-х. Доверяют милиции более 80% граждан.
Несмотря на все успешные реформы, на последних выборах команда Саакашвили проиграла. Пришли их оппоненты, которые начали сажать реформаторов по надуманным смехотворным поводам. Кипиани говорил и о причинах поражения команды реформаторов. Слишком глубокой оказалась ломка одной из самых коррумпированных республик СССР. В Грузии сохраняется клановая структура общества. «Коррупционный налог» перераспределялся среди десятков и десятков родственников министра или нечестного гаишника. А это избиратели. Обиженными оказались тысячи уволенных чиновников, а это - тоже протестная масса «электората».
Были использованы и грязные предвыборные технологии (ложь об изнасилованиях заключенных охранниками в тюрьмах). За свой ошибочный выбор народ заплатит. Демократия того стоит.
Но структурные сдвиги, изменение менталитета молодежи, среднего класса необратимы. Кто бы ни пришел после Саакашвили, должен будет считаться с исчезновением советской ментальности (надежда на государство, традиционализм). Грузия излечилась от советского прошлого. Возродила либеральные ценности. И стала предметом зависти и подражания. Они смогли — сможем и мы.
И.Бредихин, преподаватель истории КВПУ.
Сможем и мы....А хочет ли
Сможем и мы....А хочет ли кто?Что поменялось за 20 лет?Те же школы с той же программой,те же больницы,та же милиция,с теми же методами,да и в том же здании.Собственно,и фамилии все те же,далекие от реформаторов.Разве,что Хитрый рынок реформировался...