Как хорошо все начиналось. Свой нелегкий жизненный путь городской трамвай начал еще в 1931 году и в августе 2011‑го старичку должно исполниться 80. За эти годы горэлектротранспорт пережил и радости взлета, и горести падения. Несколько раз его жизнь висела на нитке, однако благодаря общественности и отдельным историческим персонам, трамвай в Константиновке удалось вытащить, практически, с того света.
После того, как в 2004-м лечить «больного» (с хронической кредиторской задолженностью более чем в 1,5 миллиона гривен) отказалась область, передав трамвай на попечение городской громады, в 2005 году он удачно вписался в кукольный театр Ю. Роженко. Тот, проявив непревзойденное «мужество», сделал запуск КТУ своей предвыборной фишкой. Как говорится, мужик сказал, мужик сделал. А спустя некоторое время перекрыл маршруты трамвая своими, простите, сыновними автобусами. Туда же пустил и большую часть денег от возмещения льготного провоза пассажиров из госбюджета. Однако, ни счастливые пассажиры, ни сами трамвайщики тогда и подумать не могли, что криз не миновал, а только временно отступил, как бывает у смертельно больных незадолго до кончины. Тогда, после годового «больничного», жители отдаленных районов города, которые действительно нуждались в трамвайном сообщении с центром, свои обещания у постели «умирающего» исполнили — и даже несколько месяцев исправно платили за проезд, невзирая на льготы… А затем плюнули, и все пошло по накатанной.
Работники КТУ за эвтаназию, но честную
И так постепенно вся эта жизнь, длиной в 5 долгих лет, стала для трамвая и коллектива КТУ истинным мучением, иногда переходящим в истерику. В своем интервью нашим корреспондентам во время летней описи имущества «больного» и бывший руководитель трамвайного управления, и весь коллектив молили об «эвтаназии», т. е. о принудительном банкротстве предприятия, потому что от периодического перекрытия «кислорода», который им устраивают исполнительная служба и другие структуры, жить и работать по‑прежнему становится в принципе невозможно: «Мы что, дурачки тут без денег работать, а они с исполнителями будут приходить, все описывать. Тогда уж лучше объявите нас банкротами. Это значит — арест имущества, его распродажа, пока нам не будет выплачена вся задолженность по зарплате. А так получается — работайте, а когда мы вас обанкротим — то продавать уже будет нечего…»
«Мы находимся в подвешенном состоянии: не видим зарплаты, зато видим, как от рук вандалов на наших глазах тает хозяйство КТУ. Мы устали ждать, устали бороться и обманываться. И хотим только одного — чтобы власти честно и обоснованно сказали нам «да» или «нет». Мы доведены до отчаяния и готовы на любое решение города», — делятся сегодня своей болью последние аборигены КТУ.
Пациент скорее мертв
Сегодня ситуация не изменилась, несмотря на «профилактическое лечение» материальной помощью из горбюджета — не более 50 тысяч в месяц на зарплату, другие «медикаменты» сюда практически не поступают. Итог последней пятилетки «благотворительной» работы КП «КТУ» плачевен. За 10 месяцев 2010 года собственный доход предприятия составил 430 тысяч гривен и только 191,6 тысячи — от продажи талонов на проезд. Но только на месячную выплату зарплаты требуется около 100 тысяч. Последнюю здесь видели в сентябре — по 100 гривен на человека! Из предусмотренной субвенции госбюджета (682,9 тыс. грн.), фактически на счета городского трамвая поступили только 332. Новых спонсоров и добровольных меценатов, как ни крути, не появилось… Задолженность по зарплате в текущем году выросла на 139,7 тыс. и составила 814 тысяч гривен. Это повлияло и на количественный состав работников предприятия. Сегодня в штате КТУ значится 61 человек (11 ИТРовцев и 50 рабочих), среди которых нет ни одного электрика, ни одного путейца… А общая кредиторка коммунального предприятия по всем возможным фондам увеличилась до 2 млн. 217 тыс. грн. Кстати, полмиллиона из этой суммы — штрафы и пеня по задолженности в фонды. Льготным проездом в то же время стало пользоваться до 1700 человек в месяц, а количество платежеспособных пассажиров в 4‑х действующих трамваях не превышает 23,6 %! Последняя же попытка контролера трамвайного вагона взять символическую плату за проезд без пенсионного удостоверения, «забытого дома», была расценена обиженной пассажиркой как надругательство над правами человека и закончилась обращением в прокуратуру.
Маємо те, що маємо
Можно долго критиковать руководство города и самого «КТУ», можно бесконечно упрекать их в бездействии, ненаписании антикризисных программ и игнорировании требований времени, — денег от этого в городе больше не становится. Бюджет по‑прежнему остается дефицитным, а более серьезные статьи расходов — школы, детсады, питание, медикаменты и прочие — продолжают преграждать электротранспорту дорогу в светлое, а главное, прибыльное будущее… Да что там, мы с вами, кто бездействием, а кто и делом, сами постоянно загоняем его в могилу. Как показывает статистика, количество краж практически по всей протяженности городских маршрутов растет с каждым годом, невзирая ни на наличие тока в проводах, ни на значимость маршрута. С двух случаев в 2007 году, количество краж имущества КТУ в 2009‑м возросло до 31. За 10 месяцев текущего года константиновцы нападали на трамвай 13 раз. Ущерб, который наши же земляки нанесли так любимому нами транспорту, составил 521 тысячу гривен — сумму, которой можно покрыть большую часть задолженности по зарплате голодным и холодным работягам того же трамвайного управления! Вот как мы сами, ничего не видящие и не желающие что‑либо менять, любим свой трамвай, вот как он нужен нам и нашим правоохранителям, не раскрывшим на нашей памяти ни одного серьезного дела по трамваю… А вы говорите — НУЖЕН? Не нужен трамвай, как оказалось, и городским предприятиям, на всех углах кричавшим, что на трамваях регулярно ездят их работники. После событий двухнедельной давности, когда из строя вышли сразу две электроподстанции, обеспечивающие движение трамвая, ни одна просьба о спонсорской помощи на ремонт (всего 3 000 гривен!) не была услышана! Ни рубля не пожертвовали трампарку и обеспокоенные остановкой трамвая горожане, они только звонили диспетчеру и уныло вздыхали, — мол, безобразие какое — добираться до дома нечем… И толпами перебегали в «тесные» газели с «хамовитыми» водителями, которым без упрека выкладывали не по 75 копеек, а уже по 1,5 гривны за проезд! И в прокуратуру, насколько нам известно, никто из них даже не подумал жаловаться: ни дети войны, ни прочие льготники…
Бедному жениться — да ночь коротка
Кажется, сам Бог решил прекратить предсмертную агонию несчастного константиновского трамвая. Сначала перегорели подстанции, питающие кровеносные сосуды электротранспорта. Потом денег на их восстановление никто давать не хотел. Затем вредители, иначе таких людей не назовешь, порезали на куски дорогостоящие троллеи в районе железнодорожного вокзала. Это отложило его запуск еще на несколько суток. А в конце, когда нечеловеческими усилиями умирающего «КТУ» все было восстановлено, свое дело сделала погода: сегодня возобновить маршруты трамвая не дают горы наледи на трамвайном полотне, которые цепко держатся за еще не разворованные рельсы. Сами же горожане, услышав об очередной остановке трамвая, с самого начала махнули на него рукой. «Этого следовало ожидать: он умер для нас навсегда…» — так говорили между собой бабушки на лавочках у подъездов, рабочие на автобусных остановках и даже мамочки, гуляющие в парках с детскими колясками.
О. Панина.
P. S. Подводя итоги жизни нашего многострадального трамвая, хочется вспомнить один из комментариев нашего прошлогоднего опроса на тему «Нужен ли вам трамвай»: «…Трамвай умирает на наших глазах. Он умирает, как умирает всякая вещь, которая перестает быть нужной нам, которой мы перестаем пользоваться. На «поминках», как водится, кто‑то всплакнет о его прекрасном прошлом, кто‑то завистливо и алчно начнет обсуждать тех, кто распорядится рельсами, зданиями и прочим имуществом, оставшимся после его кончины… Давайте попрощаемся с трамваем, пока он еще живой. Проедемся в этом грохочущем, вибрирующем из последних сил большом, добром железном «существе», трудившимся почти 80 лет на благо людей. Скажем ему «спасибо» за те удобства и радость, которые он нам дарил. Прости, трамвай, что мы не смогли тебя сохранить…»
Добре, що історія закінчилася
Не варто лише так багато патетики. Колись і кінні екіпажі їздили. Що ж з того?
Ну, написали вже мільйон статей. Ну, попіарились на трамваї, хто хотів. І не лише Роженко, не забирайте хліб в "опозиції". Лише одне питання: а хтось хоч один раз робив реальні економічні розрахунки ефективності його функціонування? Порахували б один раз, а тоді й пишіть скільки завгодно. Назвіть джерела існування трамвая. А так лише популізм виходить.