Безусловно, главным событием минувшей недели стал вывоз с государственного предприятия «Кварсит», входящего в ведомство «Укроборонпром», имевшейся там крупной партии обтекателей для ракет, которые наша «оборонка» долгие годы изготавливала для российского ВПК. Ну делали эти секретные, высокотехнологичные изделия и поставляли их «старшему брату» в рамках кооперации в военной сфере... Поставляли бы и дальше, если бы этот самый «брат» вдруг не возомнил, что он в «доме» старший, и вообще, «дом» принадлежит лично ему, и не спросив у «родственников» согласия, начал «перестраивать» его на свой лад с помощью таких себе вооруженных до зубов «строителей»... Короче, военная агрессия, развязанная Россией, заставила Украину ввести свои санкции, в частности, прекратить кооперацию в военной сфере, в том числе — и поставку обтекателей, производимых «Кварситом».
И вруг... Вот какую новость разместил на сайте «Провинции» 19 ноября наш Владимир Березин:
Обтекатели утекают
Нам позвонили работники «Кварсита» и, попросив не называть себя, сказали, что, наконец-то залежавшиеся обтекатели вывозят из предприятия.
Как сказано в спецификации: «Радиопрозрачные термостойкие носовые аэродинамические обтекатели различных профилей применяются в авиационно-управляемых ракетах стратегического назначения и снарядах зенитно-ракетных комплексов».
Не секрет, что практически вся эта продукция в последние годы уходила в Россию.
После российского вторжения поставки были запрещены.
И вот руководство страны решило приобрести обтекатели для ВС Украины.
Сейчас происходит погрузка продукции. Уже два дальномера с прицепом загрузили 205 обтекателями и отправили на Киев.
Под загрузкой еще один. Туда загрузят еще 70 обтекателей.
Итого, 275 этих изделий на сумму около 3 млн Евро будет вывезено из предприятия.
Трудящиеся надеются, что их продукция будет доставлена по назначению и внесет свою лепту в победу над агрессором. А они получат свою заработную плату.
Этот факт вселяет хоть и маленькую, но надежду, что «Кварсит» не разделит участи «Автостекло», которое рухнуло именно по причине отказа России получить заказанные ею обтекатели на многомиллионную сумму.
К этому остается добавить: эта новость разлетелась по интернету, что горячие пирожки в людном месте. За сутки ее прочитали 1000 пользователей, к моменту подготовки данного материала — без малого 2 тысячи. Комментарий, скорее дополнение от того же автора, был один — ссылка на такой себе константиновский сайт, безымянные авторы которого почему-то преисполнились патологической ненависти к «Провинции» и знай, по поводу и без винят нашу газету во всех бедах, которые случаются в жизни константиновцев. Обвинили и на этот раз, по поводу вывезенных обтекателей. Не, ну мы, конечно, подтянемся, будем бдеть еще больше. Но сейчас — не об этом.
Далее события стали развиваться самым неожиданным образом...
«Кварсіт» запросив «Провінцію» у гості
21 ноября — нежиданный звонок редактору «Провинции» Михаилу Разпутько с «Кварсита», который до этого, видимо, в силу своего военного статуса избегал публичных контактов, в том числе и с нашей газетой. И в долгую бытность Н.Трегубова директором КНПП «Кварсит», и сменивших его иных представителей «Укроборонпрома»... Попутно отметим: слухи о возне вокруг директорского кресла этого предприятия, созданного в начале 90-х на базе 30-го цеха ПО «Автостекло» (последнее детище советской «оборонки», введенное в эксплуатацию в конце 80-х), ходили с завидным постоянством и борьба за директорский «портфель» шла нешуточная. Выигрывал в ней, как водится, тот, у кого были крепче связи в Киеве и на кого делал ставку «Укроборонпром», как мы понимали. Что ж, как говорится, «Кесарю — кесарево, а слесарю — слесарево»...
Евгений Ляховой
И вдруг новый директор «Кварсита» Евгений Ляховой звонит, приглашает нашего шефа прийти к нему в гости в заводоуправление, принять участие в праздновании «Дня гідності та свободи»... Да еще и «пароль» правильный говорит — Слава Украине! Ну, редактор и направил корреспондента газеты на это праздничное мероприятие.
Дальше дадим слово Виктории Волошко, которая пару часов «святкувала» с Ляховым и его ближайшими подчиненными «достоинство и свободу», как они сами понимают подобную «разнарядку».
Разговор ни о чем под выключенный диктофон
Само мероприятие было скромным и напоминало воспитательный час в советской школе — в кабинете директора собрали полтора десятка ИТР-овцев, прочли по бумажке приличествующие событию слова, Евгений Ляховой сказал речь, почтили память погибших минутой молчания, пожалуй, и все.
Несмотря на наличие двух фотокамер (со мной пришел наш внештатник, активист Саша Дерека), снимать почтенное собрание директор предпочел на видео и даже настоял на собственном «дивайсе». «С моим телефоном у вас лучше получится», — сказал он и попросил нашего Александра сделать видеозапись. «Пришлите потом мальчика, пусть извлечет кадры, но только тут, у меня», — бросил директор.
Разговор, прерываемый по причине занятости шефа кварситовцев звонками и визитерами, на плодотворную беседу тоже не потянул. Хотя Евгений Анатольевич сказал, что прежнюю политику предприятия — закрытых дверей для прессы, он желал бы изменить. Несколько раз подчеркивал: «Напишите, что я профессионал высокого уровня», но не сказал, в какой отрасли, утверждал, что чиновник, но свое предыдущее место работы не расшифровал. Сказал только, что дончанин, был на госслужбе на высоком уровне.
Прозвучала и лестная для горожан, хотя и туманная, сентенция: «Я влюбился в Константиновку, она мне нравится, потому что на моей земле. Она находилась одно время в определенной зоне моих интересов чиновничьего направления».
Фотографией своей (как принято в газетах представлять читателям нового назначенца) Евгений Анатольевич тоже не поделился. Правда, для своего уникального коллектива обещал сделать все возможное, чтоб ликвидировать задолженность по зарплате и «как профессионал-менеджер, вывести предприятие в нужный режим». О размере долга сказал только, что он небольшой. Наверное, новый руководитель предприятия действительно профессиональный чиновник высокого уровня, если такой, честно говоря, мало информативный и пустой разговор сумел растянуть почти на полчаса...
Через полчаса внезапно безапелляционно: «Это у вас что, диктофон? Выключайте!» Потом лично поспешил проверить, выключена ли кнопка.
Дальнейшее откровенно разочаровало — оставшуюся часть беседы новый шеф «Кварсита» посвятил «отсутствию у газеты формата согласованности и публикованию фейковой информации» (цитата). Оказывается, новость на сайте о вывозе продукции с предприятия вызвала у Е.Ляхового гнев и негодование. Шок был вызван самим фактом обнародования информации. А вот в чем «фейковость» (фейк с английского — подделка) этих сведений и в чем состоят тогда правдивые, — Евгений Анатольевич объяснять отказался наотрез. Два вопроса терзали сердце директора: «Почему журналист не связался с ним, а слушал каких-то сотрудников? И почему обтекатели именно «утекают»? Эти вопросы висели в воздухе всю оставшуюся часть беседы. Договорились до того, что и сам праздник был организован собственно для того, чтобы пригласить руководство газеты и задать их, так сказать, на собственной территории. А пришел всего лишь журналист...
Продукция «Кварсита». Фото из архива редакции
Хотя позже Е.Ляховой все же взял себя в руки и вернулся к текущим делам, сообщив, что: «Кварсит» планируется ввести в график штатного режима в феврале. При этом та продукция, которая находится на складе, будет реализована через предприятие, которое имеет разрешение, в определенные дружественные для нас страны».
«Цена вопроса» растет в пользу «продавца»
Ну и в заключение, по законам журналистского жанра — мнение сведущих людей, имен которых мы пока не называем, но которые прекрасно осведомлены обо всем, что творится на кварситовской «кухне». Итак, просуммировав услышанное, предлагаем условный «диалог с экспертом»:
— Помогите уяснить элементарные для вас вещи. Как мы понимаем, «заказ» — обтекатели эти, — делался исключительно под нужды российского ВПК...
— Да, это так. Россия — единственный заказчик нашего «Кварсита». Есть такой город, Долгопрудное, Московской области. И там делают ракеты типа той, которой был сбит «Боинг»...
— Ходят слухи, что обтекатели тому же «заказчику» и достанутся...
— Сто процентов! Их можно или выкинуть в Торец, еще лучше, — в Днепр, или же направить по назначению. Никому другому они просто не нужны... Там же не на Киев они отправлены, там же прислали факсовое письмо, даже без мокрой печати о том, чтобы передать изделия на хранение на Львовский радио-технический завод, аж во Львов... Но все это — туфта. Оно по пути «потеряется», и все. Мало того, что «туда» пойдет, — и это самое плохое, самое главное, — но второе — люди на заводе пострадают... Вы правильно написали, что стоимость «заказа» 3 миллиона Евро, но «цена вопроса» растет и растет... Сегодня одна «штука» стоит уже где-то вдвое дороже, под 20 тысяч Евро... Итого за 205 дают уже 4 миллиона! Это годовая зарплата всего завода. А она при Трегубове была самой высокой в городе и по всему Укроборонпрому. А кто там задействован в этой истории... Это, конечно, слухи, но они не беспочвенные...
— Ну а мы тут рассуждаем: если бы все это захватили ДНРовцы, оно бы вообще все им «на халяву» досталось, «заказчикам», как на Топазе донецком, а тут...
— Ну, про ДНР... Скорее всего, они ничего об этом не знали, п.ч. если бы знали, — захватили бы все, когда они тут стояли... Но сепараторы — это так, мелочь... Всегда были люди, которые понимали ситуацию и знали «цену вопроса»... Вот ты понимаешь, чей это человек, — Ляховой?
— Откровенно, — нет. Не могу вычислить, не было времени рыться о нем в инете...
— А ты там ничего и не нароешь. Он на сегодняшний день, чтоб ты понимала четко, — человек Шевченко. Он даже этого не скрывал на собрании, когда его представляли коллективу...
— Так он — племянник Шевченко?..
— Нет, с племянником была совсем другая история, ты разве не знаешь? На Тараса Шевченко уже приказ из Киева был, племянника он уже «поставил», и поставил именно для этого, но люди его на завод не пустили. Он тупо числился директором пять месяцев, но не смог выполнить «операцию». Эта «фигура» — тоже временная, именно под эту «операцию»... Сейчас чуть-чуть успокоится, потом этот чуть-чуть «проштрафится», — и он слиняет с завода... Операцию сделали — и на этом конец...
— Так что выходит, «продавцом» будет неудавшийся депутат наш, как там была его фишка... «Я с вами»?
— Да. Только я тебе ничего не говорил.
Директор «подался» в «беженцы»
Едва переварили инфу, вываленную нашими высокопоставленными друзьями, — очередная новость. Узнаем: наш «профессионал-менеджер», избегающий диктофона и объектива редакционного фотоаппарата, подался... в беженцы. Нет, натурально он еще ездит на свою директорскую работу, но оформил себе и всей семье, состоящей из трех человек, статус беженца или «временного переселенца», как там официально это зовется. А что? 2400 на троих в месяц тоже на дороге не валяются... Но зачем было при этом лезть без очереди, расталкивать и хамить натурально нуждающимся в поддержке государства людям? Начальник городского УТиСЗН С.Зубахина подтвердила факт предоставления Е.Ляховому и его семье статуса беженца.
Подготовила Галина Разпутько.
Постскриптум: а «товар»-то не годный!..
Сегодня, когда этот номер «Провинции» с данной публикацией, которую мы вынесли на первую полосу, поступил к читателям, мы получили первый отклик от одного из них. Наш добрый знакомый, имеющий тесные связи с кварситовцами, сообщил ошеломительную подробность «сделки».
Он утверждает, что «товар», то бишь обтекатели для ракет, не прошли на «Кварсите» полный технологический цикл и потому являются таким себе полуфабрикатом. Естественно, непригодным для использования.
Интересно, знал ли об этом «продавец» или он втупую пал жертвой нашей «совковой» расхлябанности? Знает ли об этой недоделанности «товара» «покупатель» или его хотели «кинуть втемную»?
Хорошо одно: если источник говорит правду, - будет меньше смертей и разрушений от российских «миротворцев» на Донбассе и за его пределами.
Із архиву
№ 5 В І С Т И Май 1917 р.
З УКРАЇНСЬКОЇ ЦЕНТРАЛЬНОЇ РАДИ
Укладає і Видає Комітет Української Центральної Ради
ДРУГЕ ЗАГАЛЬНЕ ЗІБРАННЯ УКРАЇНСЬКОЇ ЦЕНТРАЛЬНОЇ РАДИ
ГРОМАДЯНЕ!
Слушний час настав. Відбудовується Вільна Україна. Більше як 250
років чекав того український народ і час настав. Твориться нова органі
зація Вільної України. На чолі справи стали представники всього нашого
народу, але без матеріяльних засобів посунути її неможливо. — Ми не
маємо скарбових (казенних) коштів, ми не володіємо тими податками, що
виплачуємо до казни, і через те Центральна Українська Рада призначає
День Національного фонду. — Цим днем призначено Зелені свята.
Громадяне! Доля судила нам стати учасниками найсвятійшої хвилини
Е житті України. Не залишаймося ж холодними глядачами історичного
моменту, але як громадяне вільної рідної Землі рушаймо всі на допомогу їй.
Товариші наші, що стали на чолі національної справи, віддають їй
всю силу с е о г о духа, все своє життя, — віддаймо ж і ми на неї свій одно
денний заробіток, або прибуток і тим зміцнимо дорогу всім справу.
Україна — край демократичний, вона не має магнатів, що підперли б
сотнями тисяч наш національний фонд, але одноденний заробіток народу
переважить жертву багатирів.
Народе Український, звертаємось до тебе.
Звертаємось до всіх, що сприяють волі і добробуту народу: Вільна Україна
забезпечить всім людям, що живуть на її території волю, братерство і хліб.
Гроші просимо надсилати на адресу скарбника «Дня Національного Фон
ду», Київ, Педагогичний Музей В.-Володимирська 57.
Комітет Національного Фонду
при Українській Центральній Раді.