Константиновская психиатрия месяц спустя

Опубликовано admin - May 29

Кто же будет возить больных?


Ситуация с закрытием стационаров  городской психбольницы и наркодиспансера всколыхнула все СМИ Украины — начиная от местных газет  и заканчивая региональными и столичными телеканалами. Однако, несмотря на обещания чиновников из облздрава, проблемы, с которыми столкнулись родственники больных,   все-таки вышли из-под контроля местных (всегда спокойных и оптимистичных) чиновников. И как ни отмахивались они от «не своей»  больницы, все проблемы с  госпитализацией и процессом лечения все равно остались головной болью Константиновки.


Главврач городского наркодиспансера Святослав Оленюк: «В последнее время наши отделения работали как реанимация, ведь выведение из психозов и запоев  практически невозможно без госпитализации и временной изоляции...»

Этот материал «Провинция» готовила совместно с сотрудниками телеканала  «Интер», дабы показать, как на практике решаются организационные вопросы по доставке больных в другие города через месяц после закрытия местных стационаров.

Как стало известно журналистам, в прошедший понедельник помощь в госпитализации только за один день понадобилась сразу трем пациентам местной психбольницы, с родственниками которых нам удалось пообщаться лично.

Бывший милиционер ехал в больницу в сопровождении пожилых родителей


Утром, 26 мая, на лечение в г.Краматорск был направлен 30-летний Дмитрий. Накануне за помощью в милицию обратилась его сестра. Как пояснила женщина, во время очередного  обострения он разбил окно и разрушил  забор ее частного дома. Беседовать с родственницей он пришел с ножом, заставив ее дрожать от страха в ожидании спасения извне. К счастью, ворваться в жилище мужчина так и не смог, поэтому вернулся в дом родителей, с которыми жил по соседству, откуда его и забрали милиция и «скорая». Однако, по словам очевидцев, перевозить такого больного пришлось в сопровождении пожилых родителей и молоденькой перепуганной медсестры из психбольницы.

Как выяснилось, Дмитрий — именно тот сотрудник милиции, который попал в ДТП в ночь выборов президента. В результате аварии, когда от столкновения двух автомобилей погибли два человека и несколько получили ранения, он вытащил из горящего автомобиля еще живого человека. В тот день, по словам родственников больного, Дмитрий не получил серьезных повреждений, однако, спустя несколько месяцев после пережитого, у него проявились серьезные психические расстройства, которые заканчивались госпитализацией и длительным лечением в местном стационаре...

Родственникам Дмитрия повезло, буквально за несколько часов медикам удалось  доставить его в ближайшую клинику, но, как показывает практика, это далеко не норма.

Сочувствуем, но ничем помочь не можем!


Как рассказал отец другого больного, Василий Яковлевич, в его случае в помощи было отказано. Когда у молодого человека внезапно начался приступ, которого не было почти полтора года, пожилая пара просто не знала, что делать с разбушевавшимся отпрыском. Оставить беззащитную супругу наедине с сыном Василию Яковлевичу удалось только после того, как больной сам попросил связать себя. После этого пожилой мужчина лично отправился в последнюю инстанцию - психиатрическую больницу. Там ему назначили амбулаторное лечение, посочувствовали, однако помочь ничем так и не смогли: «Вы, конечно, можете позвонить в «скорую», но без милиции, которой запрещено выезжать за пределы города, медики никуда не поедут. Или можете попробовать доставить больного в Краматорск своими силами», - посоветовал на приеме врач. «Ехать никуда Алексей не желает, грозился даже покончить с собой. Ездить в дневной стационар он стесняется, да и добираться нам туда очень трудно, - говорят родственники больного. - Так и пережидаем, брошенные на произвол,  что приступ пройдет сам собой. Так как отвезти его в другой город у нас нет возможности».

Как отмечают специалисты, под наблюдением которых находился больной,  Алексей — один из самых «легких» пациентов, под присмотром родных он регулярно принимал лекарства для поддержки нормального состояния и никогда не представлял опасности для окружающих и себя самого, во время приступов легко поддавался госпитализации, чего нельзя сказать о целом ряде других пациентов местной психбольницы.

А кто поможет жителям многоквартирных домов?


В случае с Павлом, проживающим в обычной пятиэтажке, было сложнее.   Как сообщила мать 39-летнего больного и ее соседи по дому, от выходок Паши страдали все и постоянно. Все началось еще с того времени, как совершенно нормальный молодой человек вернулся с армии. Постоянные выпивки, а потом и припадки бешенства заканчивались побоями пожилой матери, и угрозами убийством только за то, что она мешала ему делать то, что мужчина считал нужным. Во время последнего «затмения» он залил водой всех соседей от третьего до первого этажа, а затем из напиленных из балконной полки дров развел костер и пытался сушить какие-то вещи. Спасать жителей дома тогда пришлось местным пожарным. По словам соседей, во время приступа у Павла с окон и дверей на головы прохожих летит посуда и вся домашняя утварь, а все, кто попадается под руку озверевшему мужчине, бегут врассыпную, дабы не попасть под раздачу. Родители боятся выпускать детей на улицу: Паша ходит по всему «Нулевому» и задирается к прохожим. Мать больного неоднократно звонила от всех соседей с «скорую», один раз сюда даже приезжала бригада медиков и милиция, однако «выкурить» забаррикадировавшегося в квартире больного человека им так и не удалось. В следующий раз, вместо помощи, женщина услышала прямой отказ: «В «03» говорят, что без сопровождения милиции не поедут. А  милиции приказа выезжать за город нет». В ожидании чуда пожилая мать, избитая и изгнанная из дома невменяемым отпрыском, жила у соседей и родственников, боясь вернуться в собственный дом.

Несмотря на то, что приступ у Павла длился около двух недель и сопровождался террором всего подъезда, попасть в руки к специалистам Краматорской психбольницы ему удалось только вчера днем, да и то при содействии съемочной группы журналистов. В интервью телевизионщикам главврач станции скорой медицинской помощи Евгений Тарасовский сообщил, что такая заявка к ним  вообще не поступала, это же подтвердил и дежурный диспетчер. Самой же проблемы с транспортировкой больных в городе вообще не существует. А на всякий случай посоветовал обращаться к нему лично, он даст бригаду в любое время суток. И на этот раз, он-таки обещание сдержал. Когда к нему в очередной раз обратилась мать буяна, на место немедленно прибыла бригада «скорой» (заправленная достаточным количеством бензина) и милиция, как ни странно, сопровождавшая больного аж до дверей Краматорской клиники, где его приняли на ночевку.

Милиция не обязана заниматься проблемами медиков


В своем интервью прессе начальник константиновского ГОУМВД Сергей Новиков сообщил: «Закрытие стационара психбольницы никак не отразилось на нашей работе. Все функции по охране правопорядка мы исполняем в обычном режиме. Выезды милиции к психбольным мы осуществляем, только когда они нарушают общественный порядок, и туда, где могут пострадать люди. Ведь не все психбольные социально опасны, однако, они не отвечают за свои действия, и могут применить силу к окружающим. Сегодня стало больше поступать звонков от горожан на сопровождение больных в другой город. Мы помогаем врачам, так как, если не отреагировать, то ими могут быть совершены преступления. Закрытие больницы - проблема города и врачей. Но функции милиции заключаются не только в том, чтобы бороться с больными. Когда-то действительно был совместный приказ министерств здравоохранения и внутренних дел, но сейчас он не действует и в наши обязанности не входит сопровождение больных в соседние города».

Руководство тоже болеет


Получить комментарий у главного городского психиатра нам так и не удалось, по накатанному сценарию Ю.Антонов, узнав о намечающемся визите журналистов,  снова «испарился» со своего рабочего места. Как сообщила его секретарь, «заведующий буквально 20 минут назад уехал в Донецк на совещание». В телефонном разговоре с непрошеными гостями Юрий Валентинович пообещал встретиться с ними на следующее утро, но, видимо, командировка не пошла ему на пользу: вместо интервью врач срочно ушел на больничный.

К счастью, на вопросы прессы смог ответить его коллега, главный врач городского наркологического диспансера Святослав Оленюк. По его мнению, закрытие местных стационаров — решение слишком преждевременное и непродуманное до конца: «В последнее время наши отделения работали как реанимация, ведь выведение из психозов и запоев  практически невозможно без госпитализации и временной изоляции. Сейчас такие острые больные находятся на дому. С ними борются родственники и соседи. Они, так сказать, брошены выживать сами по себе. В хирургии и терапии они агрессивны, мешают лечиться другим больным. В хирургии, например, на их кровати набрасывают рыбацкие сети и так они успокаиваются. В противном случае они  бегают по отделению, срывают повязки и дренажи с других пациентов. Нам оставили дневной стационар, но сами сюда приходят лишь немногие,  а наша болезнь лечится только в стационаре. Когда закрывали стационары, отпустили только тех, кто находился на поддерживающем лечении, но сейчас оно может быть прервано и предвидеть последствия их приступов никто не может. К сожалению, уже при госпитализации у нас возникают  большие трудности: денег у города нет, в проблемы медиков никто вникать не торопится.  Когда пришел приказ возить наших больных в соседние города, «скорая» сказала: нам на смену для УАЗа дают 20 литров бензина, свозить больного в Горловку и вернуться обратно — значит вывести  из строя на целую смену машину и бригаду медиков.  И это возможно только при сопровождении милиции, сейчас же за пределы города горотдел сотрудников не дает. Психбольница нескольких своих пациентов уже  госпитализировала. С нашими же наркологическими больными сложнее: расстройства психики у них наступают в основном ночью (страхи, фобии).  Единственное, чем мы можем помочь родственникам, решать проблему своими силами.   Мы предвидели эти большие трудности, но это, по всей видимости, только начало».

А как быть нищим и безродным?


Слова главного городского нарколога подтверждают и все врачи, работающие в психбольнице и наркодиспансере. По их словам, проблема, которой они боялись,  уже достигла своего апогея и требует немедленного решения. Ведь выходит, что если у больного нет родственников, которые в состоянии оплатить бензин для «скорой» или самостоятельно сопроводить его в ближайшую больницу, то они брошены на верную погибель, не говоря уже о том, что своей недальновидной политикой областные чиновники от здравоохранения при попустительстве местного руководства, подвергли ежедневной опасности остальных здоровых горожан. Ведь были случаи, когда даже в стенах психушки больные убивали друг друга, а некоторых из них во время приступов приходилось усмирять  вооруженной группе захвата.

У мэра нет вопросов


Городской голова Ю.Рожен-ко, в отличие от медиков и общественности, в данной ситуации ничего страшного и угрожающего не увидел: «Определенные  неудобства для горожан конечно есть. Но больница находится на областном балансе. И вопрос об оптимизации нашей психиатрической службы принимался облздравом на основании заключения специальной комиссии. Нас поставили в известность, и мы все, что могли, в этом отношении сделали. У нас претензий к решению областного руководства нет. А сложившиеся мелкие неудобства мы в скором времени согласуем с ними и устраним. Здесь от меня мало что зависит, и мнения нашего никто в этом вопросе не спрашивал. Но если программа принята, то я считаю, что принята она правильно, и претензий к ней у меня нет. Кроме того, эта оптимизация выгодна с экономической точки зрения. Экономия по этим больницам в области составила 150 тысяч гривен в год. Поэтому данное решение обсуждению не подлежит.  Мы же, в свою очередь, подработаем этот вопрос до следующего года: добавим финансирование на «скорую» и обяжем милицию сопровождать больных при госпитализации. Главное на сегодняшний день – трудоустройство людей».

Ольга Окунева.

Comments

Кому-то понадобилось здание, потому и закрыли психушку. А от такой жизни с каждым годом количество психов только увеличивается. К осени еще добавится больных, когда поднимут цены на коммунальные услуги. В других городах константиновских больных долго не держут, от силы 3 недели, там своих психов предостаточно. В электричке идущей из Славянска можно встретить эксбольных нашей больницы и для этого не надо быть доктором, чтобы понять - люди больные психически. Их очень жаль..., а еще больше жаль руководство города, которое не может им помочь бездомным пристроиться в теже психо-неврологические интернаты и позже будут говорить об увеличение проблем с этим связанное.